Мы в соцсетях

Статья 47. Недопустимость посреднической деятельности с коммерческой целью по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность с коммерческой целью по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью с коммерческой целью по усыновлению детей деятельность специализированных органов по защите детей и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Кыргызской Республики в соответствии с международными договорами. Органы и организации, указанные в настоящей части, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Кыргызской Республики и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа в сфере внешней политики и уполномоченного органа по защите детей.

3. Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности с коммерческой целью по усыновлению детей устанавливается законодательством.

5. Процедура оформления усыновления по доверенности не допускается.

Статья 48. Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Кыргызской Республики;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в Кыргызской Республике;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лиц, имеющих на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

10) лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

11) лиц, имеющих рецидив преступлений вне зависимости от погашения и снятия судимости.

2. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований частей 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

Статья 49. Возраст усыновителя и разница в возрасте между

усыновителем и усыновляемым ребенком

1. Возраст усыновителя не должен превышать 60 лет. С согласия уполномоченного органа по защите детей в случаях, когда родители ребенка умерли, неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими, признаны судом недееспособными, лишены судом родительских прав по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания, усыновителями могут быть лица старше 60 лет, являющиеся родственниками ребенка, а также лица, которые являлись опекуном, попечителем ребенка.

2. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

3. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной частью 2 настоящей статьи, не требуется.

Статья 50. Согласие родителей на усыновление ребенка

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие уполномоченного органа по защите детей.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо уполномоченным органом по защите детей по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения судом о его усыновлении.

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

Статья 51. Усыновление ребенка без согласия родителей

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

- неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

- признаны судом недееспособными;

- лишены судом родительских прав и с момента лишения родительских прав прошло 6 месяцев;

- по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Статья 52. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей),

приемных родителей, руководителей учреждений, в которых

находятся дети, оставшиеся без попечения родителей

1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, лечебных учреждениях и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.

2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 53. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление

1. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие.

2. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

Статья 54. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка

1. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.

2. Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.

Статья 55. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка

1. За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия.

2. По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов - усыновителей различные, по соглашению супругов - усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

3. При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записи рождений по указанию этого лица (усыновителя).

4. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 53 настоящего Кодекса.

5. Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

Статья 56. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка

1. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 3 месяца, а также место его рождения.

Изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года.

2. Об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

Статья 57. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного

ребенка

1. По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка.

2. Для совершения такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 53 настоящего Кодекса.

3. О необходимости производства такой записи указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

Статья 58. Правовые последствия усыновления ребенка

1. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

2. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

3. При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель женщина.

4. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьей 72 Семейного кодекса.

5. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

6. Правовые последствия усыновления ребенка, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

Статья 59. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию

и пособия

Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Статья 60. Тайна усыновления ребенка

1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Должностные лица, вынесшие решение об усыновлении ребенка или осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 61. Отмена усыновления ребенка

1. Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке.

2. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием уполномоченного органа по защите детей и прокурора.

3. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка.

Суд обязан в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.

Статья 62. Основания к отмене усыновления ребенка

1. Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, а также в случае выявления у них заболеваний согласно перечню, утвержденному Правительством Кыргызской Республики. Порядок отмены усыновления ребенка устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Статья 63. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления

ребенка

Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, уполномоченный орган по защите детей, а также прокурор.

Статья 64. Последствия отмены усыновления ребенка

1. При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.

2. При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение уполномоченного органа по защите детей.

3. Суд также разрешает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия.

Изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия.

4. Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 86 и 88 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

Статья 65. Недопустимость отмены усыновления по достижении

усыновленным ребенком совершеннолетия

Отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Статья 66. Установление усыновления гражданами Кыргызской

Республики, постоянно проживающими за пределами

Кыргызской Республики, иностранными гражданами

в отношении ребенка - гражданина Кыргызской Республики

1. Усыновление на территории Кыргызской Республики иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Кыргызской Республики, производится судами Кыргызской Республики в порядке гражданских дел с участием обоих или одного из усыновителей, а также прокурора.

При усыновлении на территории Кыргызской Республики иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Кыргызской Республики, должны быть также соблюдены требования статей 44-46, статьи 48 (за исключением пункта 7 части 1), статей 49 и 50, статьи 51 (за исключением абзаца пятого), статей 52-54 настоящего Кодекса с учетом положений международных договоров.

Усыновление на территории Кыргызской Республики иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами Кыргызской Республики, детей, являющихся гражданами Кыргызской Республики, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами.

При усыновлении на территории Кыргызской Республики гражданами Кыргызской Республики ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Кыргызской Республики и международными договорами, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Кыргызской Республики и усыновленных иностранными гражданами, за пределами территории Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Кыргызской Республики, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Кыргызской Республики детей, являющихся гражданами Кыргызской Республики и усыновленных иностранными гражданами, определяется Правительством Кыргызской Республики.

4. Усыновление являющегося гражданином Кыргызской Республики и проживающего за пределами Кыргызской Республики ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Кыргызской Республике при условии получения предварительного разрешения на усыновление от уполномоченного органа по защите детей, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Кыргызской Республики.

5. Установление усыновления производится районным судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.

6. Кандидаты в усыновители обязаны лично присутствовать при знакомстве с ребенком, а также непосредственно участвовать на судебном заседании по усыновлению ребенка.

Кандидаты в усыновители (если это полная семья, то оба супруга) при знакомстве с ребенком проводят с ним не менее 10 календарных дней.

Дела по усыновлению рассматриваются в рамках общих процессуальных сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

7. При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда об усыновлении ребенка в законную силу.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

8. Компетентными органами государств, на территории которых проживают усыновленные дети, принявшими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, либо соответствующими иностранными организациями по усыновлению, аккредитованными в Кыргызской Республике, в уполномоченный орган по защите детей Кыргызской Республики направляются отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Глава 9

Опека и попечительство над детьми

Статья 67. Дети, над которыми устанавливаются опека

или попечительство

1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (статья 40 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.

3. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

4. Лицо, осуществляющее обязанности опекуна, при достижении опекаемым возраста 14 лет становится попечителем несовершеннолетнего без особого назначения и к нему переходят все права и обязанности попечителя.

5. Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются настоящим Кодексом и Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

Статья 68. Опекуны (попечители) детей

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Разница в возрасте между опекуном и ребенком не может быть менее 16 лет.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, страдающие "лудоманией" или зависимые от азартных игр, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка согласно утвержденному Правительством Кыргызской Республики перечню заболеваний.

В качестве опекунов (попечителей) может быть выбрана приемная семья, которая в установленном порядке осуществляет опеку или попечительство ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста.

Статья 69. Опека (попечительство) над детьми, находящимися

в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях

и учреждениях социальной защиты населения

1. Детям, находящимся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, вне зависимости от форм собственности, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на руководителей этих учреждений.

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.

2. Уполномоченный орган по защите детей осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, возлагается на уполномоченный орган по защите детей.

Статья 70. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право:

1) на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 Гражданского кодекса Кыргызской Республики;

2) на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

3) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

4) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

5) на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 61 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 60 и 62 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

Статья 71. Права детей, оставшихся без попечения родителей

и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных

учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, вне зависимости от форм собственности, имеют право:

1) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;

2) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

3) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

4) на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях, указанных в части 1 настоящей статьи, обладают также правами, предусмотренными статьями 60-62 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

Статья 72. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка

1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций уполномоченного органа по защите детей, а также при соблюдении требований, предусмотренных частью 1 статьи 70 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 71-73 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

5. Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Кыргызской Республики.

Статья 73. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами

или попечителями

1. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя уполномоченный орган по защите детей вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Уполномоченный орган по защите детей вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию уполномоченного органа по защите детей безвозмездно.

3. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного вне зависимости от гражданства имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

4. Опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином Кыргызской Республики, за исключением лиц, установленных в части 3 настоящей статьи, может быть назначен гражданин другого государства в порядке и случаях, предусмотренных международными договорами.

5. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

6. Суд по заключению уполномоченного органа по защите детей, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

7. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и своевременного получения им медико-санитарной помощи согласно программе государственных гарантий, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с решением суда об их назначении. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

9. Суд по заключению уполномоченного органа по защите детей при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных уполномоченный орган по защите детей обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении им законного представительства суд обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 74. Назначение опекунов и попечителей

1. Опекун или попечитель назначается судом по заключению уполномоченного органа по защите детей, сведения о котором содержатся в государственном банке о детях как гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда уполномоченному органу по защите детей стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен по месту жительства опекуна или попечителя. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на уполномоченным орган по защите детей.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является решение суда о назначении опекуна или попечителя. В решении суда может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

3. В интересах подопечного суд в решении о назначении опекуна или попечителя может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

4. Опекуны или попечители обязаны извещать уполномоченный орган по защите детей о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

Статья 75. Предварительные опека и попечительство

1. В случаях если в интересах ребенка необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя сроком до 6 месяцев до определения его постоянного жизнеустройства (акт о предварительной опеке или попечительстве) в случаях отказа от ребенка в роддоме, лишения родителей родительских прав, передачи ребенка в приемную семью, отобрания ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 82 Семейного кодекса Кыргызской Республики и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим уведомлением в однодневный срок суд и прокурора.

2. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования уполномоченным органом по защите детей условий его жизни.

3. В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства уполномоченный орган по защите детей обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями.

4. Временно назначенные опекуны или попечители обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

5. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения 6 месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до 2 месяцев. В случае если суд не назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Статья 76. Назначение опекунов или попечителей в отношении

несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей,

а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан

1. Родители могут подать в уполномоченный орган по защите детей совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте суда о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в уполномоченный орган по защите детей по месту жительства ребенка. Заявление родителя об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно подписано родителем с указанием даты составления этого заявления. Подпись родителя должна быть удостоверена руководителем территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей либо в случаях, когда родитель не может явиться в территориальное подразделение, в нотариальном порядке либо организацией, в которой родитель работает или учится, товариществом собственников жилья, управляющей организацией по месту жительства родителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором родитель находится, организации здравоохранения, в которой родитель находится на амбулаторном или стационарном лечении, а также командиром (начальником) соответствующих воинских частей, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если заявление подает военнослужащий, работник этих воинских частей, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы. Родитель вправе отменить или изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи нового заявления в территориальное подразделение по месту жительства ребенка.

3. Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, может быть назначен судом по заключению уполномоченного органа по защите детей по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица.

4. Суд принимает решение об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина либо самим достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним гражданином, только в случае, если такое назначение противоречит настоящему Кодексу, гражданскому законодательству, семейному законодательству либо интересам ребенка.

Статья 77. Управление имуществом подопечных

1. Порядок управления имуществом подопечных:

1) уполномоченный орган по защите детей обязан составить опись имущества несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. Опись имущества составляется в трех экземплярах, по одному для суда, уполномоченного органа по защите детей и опекуну или попечителю при его назначении;

2) опекуны от имени подопечных и в их интересах управляют имуществом и ценностями подопечных. Отчуждают, хранят и распоряжаются принадлежащими подопечным денежными суммами и иными ценностями, совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики;

3) попечители над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на совершение подопечными тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

2. Опекун или попечитель не вправе:

1) без предварительного разрешения уполномоченного органа по защите детей совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок от имени подопечного, выходящих за пределы бытовых сделок;

2) совершать сделки с опекаемым и подопечным;

3) представлять лиц, находящихся у них под опекой и попечительством, при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками;

4) совершать договоры дарения от имени подопечного.

3. Распределение средств подопечного:

1) суммы, получаемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются им на содержание подопечного;

2) заработком, стипендией, вознаграждением, получаемым в результате осуществления своих авторских и изобретательских прав, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются самостоятельно;

3) опекуны и попечители обязаны управлять имуществом подопечных, учитывать все средства, получаемые для подопечных, а также совершать другие действия, связанные с управлением и хранением имущества.

4. Опекуны и попечители по управлению и хранению имущества подопечных представляют ежегодно в уполномоченный орган по защите детей не позднее 15 февраля письменный отчет за предшествующий год.

Уполномоченный орган по защите детей может требовать от опекунов и попечителей указанный отчет и ранее истечения годичного срока. Отчеты проверяются по существу и утверждаются, в случае же обнаружения фактов, не вошедших в отчет, либо фактов, достоверность которых вызывает сомнения, от опекунов и попечителей запрашивается представление разъяснений и подтверждающих документов.

Уполномоченный орган по защите детей обязан требовать от опекуна или попечителя возмещения имущественного вреда, причиненного подопечному недобросовестным или небрежным выполнением возложенных на него обязанностей.

В случае прекращения опеки и попечительства, а также освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения их обязанностей, опекуны и попечители представляют общий отчет о своей деятельности, который рассматривается уполномоченным органом по защите детей, а имеющееся имущество подопечных передается по акту передачи.

5. Нарушение опекунами и попечителями норм настоящей статьи является основанием для отстранения их от исполнения этих обязанностей судом.

Статья 78. Предварительное разрешение уполномоченного органа

по защите детей, затрагивающее осуществление

имущественных прав подопечного

1. Опекун без предварительного разрешения уполномоченного органа по защите детей не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и на совершение любых других сделок, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при отказе от иска, поданного в интересах подопечного; заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

2. Предварительное разрешение уполномоченного органа по защите детей требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

3. Предварительное разрешение уполномоченного органа по защите детей, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное уполномоченным органом по защите детей, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

4. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения уполномоченного органа по защите детей уполномоченный орган по защите детей обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Статья 79. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей, прекращение

опеки и попечительства

1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей производятся судом, а временно назначенного опекуна или попечителя - уполномоченным органом по защите детей в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и статьей 74 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Дело об освобождении и отстранении опеки и попечительства рассматривается с участием уполномоченного органа по защите детей.

2. Прекращение опеки и попечительства производится в случаях, предусмотренных статьей 75 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Глава 10

Приемная семья

Статья 80. Образование приемной семьи

1. Приемная семья образуется по желанию граждан (супругов или отдельного лица), которые добровольно берут для воспитания и совместного проживания в семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, на основании договора.

2. Помещение детей в приемную семью не влечет возникновения между приемными родителями и детьми алиментных, наследственных и других правоотношений, вытекающих из семейного законодательства Кыргызской Республики.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребенок, переданный в приемную семью, обладает также правами, предусмотренными статьями 60-62 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

3. Приемный родитель обладает правами и обязанностями родителей, кроме:

1) полномочий по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

2) полномочий по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

3) полномочий по решению вопроса о выезде ребенка за пределы Кыргызской Республики.

4. При определении ребенка в приемную семью уполномоченный орган по защите детей, прежде всего, руководствуется интересами ребенка. Дети, достигшие 10-летнего возраста, направляются в семью только с их согласия.

5. В приемные семьи направляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то есть дети:

1) родители которых лишены родительских прав;

2) родители которых признаны в установленном порядке недееспособными или безвестно отсутствующими;

3) родители которых осуждены;

4) экстренно изъятые из семей, где существует угроза их жизни, психическому и физическому здоровью (подвергшиеся физическому, сексуальному и психологическому насилию);

5) родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях вне зависимости от форм собственности;

6) до 3-летнего возраста вместе с матерью, не достигшей 18 лет.

По желанию приемных родителей возможна передача им на воспитание детей с ослабленным здоровьем, больных детей, детей с недостатками умственного и физического развития.

6. Порядок передачи детей в приемную семью устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 81. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание

в семью

1. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между уполномоченным органом по защите детей и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) по согласованию с Комиссией по делам детей.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье уполномоченного органа по защите детей, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается законодательством Кыргызской Республики и осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

3. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе уполномоченного органа по защите детей в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей) или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

4. Общее число детей в приемной семье, включая родных и приемных, не должно превышать 5 человек.

Общее число детей, находящихся на воспитании у одного приемного родителя не должно превышать 3 человек.

5. Оценка, обучение, утверждение, сопровождение и поддержка приемных семей производятся уполномоченным органом по защите детей. В осуществлении своей деятельности уполномоченный орган по защите детей может привлекать независимых экспертов, некоммерческие организации на договорной основе.

Статья 82. Виды устройства детей на воспитание в приемную семью

Виды устройства детей на воспитание в приемную семью:

экстренное устройство - на срок от нескольких часов до одних суток, если ребенок находится в опасности или брошен (оставлен) родителями;

краткосрочное устройство - на срок до одного месяца;

среднесрочное устройство - на срок до 6 месяцев;

долгосрочное устройство - на срок более 6 месяцев;

периодическое устройство - на несколько дней, на выходные дни, на каникулы.

Статья 83. Приемные родители

1. Приемными родителями (родителем) могут быть граждане Кыргызской Республики, достигшие 30-летнего возраста, но не старше 65 лет, прошедшие оценку, обучение, отбор и получившие заключение уполномоченного органа по защите детей о возможности стать приемными родителями, одобренные Комиссией по делам детей, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

3) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

5) лиц, которые по состоянию здоровья (пункт 6 части 1 статьи 48 настоящего Кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;

6) биологические родители;

7) лиц, имеющих судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарно-техническим требованиям;

9) лиц, виновных в расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

10) лиц, состоящих в родстве с ребенком, подлежащим передаче на воспитание в приемную семью, за исключением родственников детей-инвалидов;

11) лиц без гражданства и иностранных граждан.

2. Подбор приемных родителей осуществляется уполномоченным органом по защите детей при соблюдении требований, предусмотренных частью 2 статьи 68 настоящего Кодекса. Положение о приемной семье утверждается Правительством Кыргызской Республики.

3. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), не противоречащими нормам настоящей главы.

Статья 84. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную

семью

1. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный орган по защите детей обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Статья 85. Порядок получения статуса кандидата в приемные родители

1. Граждане, желающие принять на воспитание ребенка (детей) (далее - заявители), для получения заключения о возможности стать приемными родителями представляют сведения о себе в уполномоченный орган по защите детей; производится обследование их жилищно-бытовых условий в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, для включения их в государственный банк данных о детях в качестве кандидатов в приемные родители.

2. При поступлении заявления от гражданина, желающего стать приемным родителем, сотрудник уполномоченного органа по защите детей проводит с ним собеседование. Уполномоченный орган по защите детей организует не менее трех посещений на дому у заявителя (заявителей) с целью проведения собеседования со всеми совместно проживающими членами семьи, выясняет мотивы и причины желания взять ребенка (детей) на воспитание. Не менее одного из таких посещений семьи заявителя (заявителей) должно быть незапланированным, без уведомления заявителя, после чего составляется акт в присутствии понятых. О каждом визите заявителя сотрудник уполномоченного органа по защите детей должен подготовить отчет.

3. Заявители должны пройти курс обучения по подготовке приемных родителей. Курс обучения организуется и проводится уполномоченным органом по защите детей либо независимыми специалистами, некоммерческими организациями, привлеченными уполномоченным органом по защите детей на договорной основе.

4. На основании заявления и документов, определенных законодательством, акта обследования жилищно-бытовых условий заявителей, а также с учетом результатов прохождения обучения уполномоченный орган по защите детей готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

Заключение о возможности стать приемным родителем должно быть подготовлено не позднее 30 дней с момента поступления заявления. В течение 3-дневного срока с момента подготовки заключения сотрудник уполномоченного органа по защите детей направляет письменный ответ заявителю.

5. Заключение о возможности стать приемным родителем (родителями) является основанием для получения статуса кандидата в приемные родители и подбора ребенка (детей) с целью передачи его в приемную семью.

В заключении указываются:

количество детей, которых можно передать на воспитание в семью заявителя одновременно;

сроки устройства ребенка (детей) на воспитание в семью заявителя;

возраст передаваемого ребенка (детей), состояние его здоровья и развития;

данные о возможности заявителя удовлетворить потребности ребенка (детей) с психологическими, соматическими и физическими проблемами.

Указанное заключение уполномоченного органа по защите детей действует в течение одного года с момента вынесения заключения.

РАЗДЕЛ IV

ЮСТИЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Глава 11

Особенности защиты детей, находящихся

в конфликте с законом

Статья 86. Понятие ювенальной юстиции

Под ювенальной юстицией понимается система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, включающая в себя вопросы профилактики правонарушений, отравления правосудия, реабилитации и социальной реинтеграции с учетом половозрастных, умственных, физических и психических особенностей их развития.

Статья 87. Гарантии прав и законных интересов детей, находящихся

в конфликте с законом, а также являющихся потерпевшими

или свидетелями

1. Каждому ребенку, находящемуся в конфликте с законом, а также являющемуся потерпевшим, свидетелем по уголовному делу, гарантируется реализация его прав и законных интересов, включая условия конфиденциальности и проявления уважительного отношения к нему, исключающего унижение его человеческого достоинства в какой-либо форме.

2. В отношении ребенка, находящегося в конфликте с законом, территориальным подразделением уполномоченного органа по защите детей разрабатывается план мероприятий по реабилитации ребенка.

3. Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, а также наказания в виде лишения свободы должны применяться к детям только в качестве крайней меры.

4. В отношении ребенка, совершившего правонарушение, должны быть приняты досудебные меры воспитательного характера, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, на основе плана мероприятий по реабилитации ребенка, находящегося в конфликте с законом.

Указанный план разрабатывается и утверждается территориальным подразделением уполномоченного органа по защите детей по согласованию с адвокатом (защитником).

В случае если в ходе применения досудебных мер воспитательного характера будет установлено, что ребенок исправился и утратил общественную опасность, уголовное или административное производство в отношении него может быть прекращено в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 88. Система ювенальной юстиции

1. Система ювенальной юстиции состоит из представителей следующих органов и учреждений:

1) межведомственного координационного совета по ювенальной юстиции;

2) уполномоченного органа по защите детей;

3) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики;

4) органа прокуратуры;

5) специализированного суда по делам несовершеннолетних;

6) органа внутренних дел;

7) адвокатского учреждения;

8) органа здравоохранения;

9) органа образования;

10) государственного органа социального страхования;

11) государственного органа по вопросам деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

12) государственного органа в сфере труда, занятости и миграции;

13) органа местного самоуправления;

14) государственных и негосударственных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

2. Все сотрудники, работающие с детьми, находящимися в конфликте с законом, должны пройти специальную подготовку по вопросам в области ювенальной юстиции.

Статья 89. Межведомственный координационный совет по ювенальной

юстиции

1. Межведомственный координационный совет по ювенальной юстиции создается при Правительстве Кыргызской Республики. Положение о совете утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Деятельность совета обеспечивается Аппаратом Правительства Кыргызской Республики.

Статья 90. Принципы функционирования системы ювенальной юстиции

Функционирование системы ювенальной юстиции основывается на следующих принципах:

предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних;

создания условий для всесторонней социализации и реинтеграции несовершеннолетнего для его наилучшего развития;

оказания государственного содействия семье для создания благоприятной и естественной среды воспитания несовершеннолетнего;

прозрачности процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;

координации действий системы ювенальной юстиции;

открытости и доступности информации в системе ювенальной юстиции;

запрета и предотвращения от всех форм насилия при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

применения лишения свободы в качестве крайней меры с учетом ограничения срока;

предоставления несовершеннолетнему, лишенному свободы (включая заключенного под стражу), воспитательной, психологической, медицинской помощи для дальнейшей реабилитации и социальной реинтеграции;

соблюдения наилучших интересов несовершеннолетнего;

запрета на применение незаконного и необоснованного лишения свободы несовершеннолетнего;

применения альтернативных мер воздействия к несовершеннолетним, совершившим правонарушение;

запрета на применение пыток, жестокого, нечеловеческого или унизительного обращения или наказания в отношении несовершеннолетнего;

соблюдения условий конфиденциальности в деятельности системы ювенальной юстиции.

Статья 91. Материально-техническое и финансовое обеспечение

системы ювенальной юстиции

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет республиканского бюджета.

2. Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета.

3. Правительство Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обеспечивает органы и организации ювенальной юстиции организационными, финансовыми и информационными ресурсами, а также соответствующей методической базой.

4. Для привлечения внебюджетных средств финансирования в деятельности системы ювенальной юстиции могут использоваться механизмы социального заказа, государственных грантов и грантов международных и зарубежных организаций.

Статья 92. Подготовка кадров в системе ювенальной юстиции

1. Кадровое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки необходимых специалистов в государственной системе образования, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Должностные лица и специалисты государственных органов и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с системой ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую специальную или профессиональную подготовку в области ювенальной юстиции, которая учитывается при их назначении на должность, а также при прохождении аттестации и переаттестации.

Должностные лица и специалисты государственных органов и органов местного самоуправления, не имеющие необходимой подготовки либо не прошедшие аттестацию и переаттестацию по должности, связанной с деятельностью по ювенальной юстиции, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих знаний, квалификации и практического опыта.

2. Организации среднего, высшего профессионального образования, прошедшие государственную аттестацию (аккредитацию), в соответствии с профилем обучения, могут включать вопросы ювенальной юстиции в соответствующие дисциплины.

Статья 93. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Система ювенальной юстиции в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осуществляет деятельность по предотвращению и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Порядок деятельности органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 94. Защита несовершеннолетнего правонарушителя,

не достигшего возраста уголовной ответственности

1. При установлении факта совершения уголовного правонарушения несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности, уполномоченный орган по защите детей устанавливает следующие обстоятельства:

1) причины и условия, которые способствовали совершению данного деяния;

2) степень социальной опасности совершенного деяния;

3) условия воспитания несовершеннолетнего;

4) наличие риска совершения несовершеннолетним повторного уголовного правонарушения, предусмотренного уголовным законодательством.

2. Органы внутренних дел совместно с уполномоченным органом по защите детей предпринимают меры по надзору над несовершеннолетним, совершившим уголовное правонарушение, при котором он остается в своей семье на условиях соблюдения определенных обязанностей, таких как:

1) регулярное посещение школы;

2) прохождение медицинского осмотра;

3) запрет на посещение определенных мест или общение с определенными лицами.

Указанный перечень обязанностей несовершеннолетнего не является исчерпывающим.

В случае если несовершеннолетний не может проживать в семье либо когда он не выполняет обязанностей, установленных в рамках надзора, уполномоченный орган по защите детей может принять решение о применении альтернативных мер воздействия к несовершеннолетнему.

3. В случае если несовершеннолетний, не достигший возраста уголовной ответственности, совершил деяние, представляющее высокую степень социальной опасности, а также если несовершеннолетий, к которому были применены меры, предусмотренные в части 2 настоящей статьи, совершил повторное правонарушение, то уполномоченный орган по защите детей направляет материалы в суд для решения вопроса об определении ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение.

4. Запрещается предавать огласке любую информацию относительно правонарушения, совершенного несовершеннолетним, не достигшим возраста уголовной ответственности, включая личные данные несовершеннолетнего.

5. В течение всего срока действия мер, применяемых к несовершеннолетнему, совершившему уголовное правонарушение, но не достигшему возраста уголовной ответственности, ему должны быть предоставлены услуги, направленные на оказание содействия в процессе его социальной реинтеграции в общество.

Статья 95. Применение альтернативных мер воздействия

к несовершеннолетним

1. К лицам в возрасте до 18 лет, совершившим преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, могут применяться следующие альтернативные меры воздействия:

1) извинение перед потерпевшим;

2) возмещение материального вреда как в денежном выражении, так и отработкой суммы причиненного ущерба несовершеннолетним;

3) выполнение общественных работ;

4) внесение благотворительного взноса;

5) направление в специализированное лечебное учреждение на обследование и лечение;

6) направление и размещение в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков.

2. Порядок применения альтернативных мер воздействия определяется законодательством Кыргызской Республики.

3. В отношении несовершеннолетнего одновременно могут быть применены несколько видов вышеуказанных мер.

4. В случае невыполнения несовершеннолетним альтернативных мер воздействия прокурор по ходатайству территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей вносит материалы дела в суд для возобновления рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

Статья 96. Программы по отвлечению от правосудия

1. К лицам в возрасте до 18 лет, совершившим преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, прокурором или судом по предложению территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей могут применяться программы по отвлечению от правосудия. Программы отвлечения от правосудия по предложению уполномоченного органа по защите детей утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Условия применения программы по отвлечению от правосудия:

1) признание вины несовершеннолетним обвиняемым;

2) согласие несовершеннолетнего или его законных представителей на прохождение программы по отвлечению от правосудия.

3. В случае невыполнения несовершеннолетним условий и требований программы по отвлечению от правосудия прокурор по ходатайству территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей выносит решение о возобновлении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

Статья 97. Программы реабилитации и социальной реинтеграции для

несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной

колонии

1. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей разрабатывает программы реабилитации и социальной реинтеграции для несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной колонии, направленные на предотвращение совершения повторных правонарушений.

2. Порядок применения программ реабилитации и социальной реинтеграции для несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной колонии, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Глава 12

Особенности защиты детей, являющихся

жертвой насилия или преступления

Статья 98. Меры, применяемые судом по защите несовершеннолетних

потерпевших и свидетелей

1. В необходимых случаях суд вправе применить предусмотренные законодательством меры по защите прав и законных интересов по своей инициативе к несовершеннолетнему в качестве потерпевшего или свидетеля или по просьбе несовершеннолетнего, его законных представителей, или соответствующего учебного или воспитательного учреждения, в том числе дать письменное поручение органам внутренних дел принять все необходимые меры по обеспечению охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества несовершеннолетнего, передать несовершеннолетнего под присмотр соответствующего учреждения или уполномоченного органа по защите детей или перевести несовершеннолетнего в другую семью. Суд сообщает в территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей и органы внутренних дел о любой назначенной мере по защите несовершеннолетних.

2. Расходы, связанные с назначенной мерой несовершеннолетнему, должны выплачиваться из республиканского бюджета и включаться в судебные расходы по уголовному делу и взыскиваться с лиц, причинивших своими действиями вред здоровью несовершеннолетнего или поставивших его жизнь в опасность.

Статья 99. Выявление детей, подвергшихся насилию

1. Родители, лица их заменяющие, органы и образовательные учреждения, их работники, на которых возложены функции по воспитанию детей, работники медицинских и иных учреждений в случае наличия (обнаружения) у ребенка признаков насилия обязаны сообщить об этом в правоохранительные органы и территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей для принятия соответствующих мер.

2. Лица, сокрывшие факт причинения насилия, несут установленную законодательством ответственность.

Статья 100. Государственная помощь, оказываемая детям,

подвергшимся насилию

1. Ребенку, пострадавшему от насилия и (или) жестокого обращения, в обязательном порядке должна быть предоставлена медицинская, правовая, психологическая помощь, необходимая для восстановления его физического здоровья и психологического благополучия, а также его последующая реабилитация в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Лица, препятствующие в получении помощи, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, несут установленную законодательством ответственность.

Статья 101. Обязанность родителей, лиц, их заменяющих,

и должностных лиц, ответственных за защиту детей от

насилия и (или) жестокого обращения

1. Родители, лица, их заменяющие, и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, медицинские учреждения, правоохранительные и иные уполномоченные органы обязаны принимать все необходимые меры к восстановлению физического здоровья и психологического благополучия детей, подвергшихся насилию или жестокому обращению, и по привлечению к ответственности виновных лиц.

2. Лица, ненадлежащее исполнение которыми своих должностных обязанностей повлекло дальнейшее нарушение прав ребенка, подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 102. Защита ребенка, пострадавшего от насилия и жестокого

обращения

1. В случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка, являющемуся жертвой насилия или преступления, лица, выявившие данное обстоятельство, обязаны обеспечить помещение несовершеннолетнего в безопасное место, определенное уполномоченным органом по защите детей.

Способы, методы, а также иная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по выяснению и установлению обстоятельств, в связи с которыми ребенок оказался жертвой насилия или преступления, должны отвечать наилучшим интересам ребенка.

2. Экспертизы и иные действия соответствующих органов, направленные на выяснение и установление обстоятельств, в связи с которыми ребенок оказался жертвой насилия или преступления, должны быть проведены не позднее 10 суток с момента поступления обращения по факту насилия или преступления в отношении несовершеннолетнего. При наличии исключительных обстоятельств данный срок может быть продлен прокурором или судом.

РАЗДЕЛ V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 103. О вступлении в силу настоящего Закона

1. Настоящий Кодекс вступает в силу со дня официального опубликования.

2. До приведения в соответствие с настоящим Кодексом других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

Статья 104. Приведение нормативных правовых актов в соответствие

с настоящим Кодексом

1. Признать утратившими силу:

Кодекс Кыргызской Республики о детях от 7 августа 2006 года N 151 (газета "Эркин Тоо" от 15 августа 2006 года N 60);

Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Кодекс Кыргызской Республики о детях" от 27 апреля 2009 года N 132 (газета "Эркин Тоо" от 1 мая 2009 года N 31-32);

статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 29 декабря 2011 года N 255 (газета "Эркин Тоо" от 10 января 2012 года N 1).

2. Правительству Кыргызской Республики:

не позднее шестимесячного срока привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом;

внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательных актов в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики 31 мая 2012 года

 

 






Все права защищены, Copyright 2017
Нотариальная Палата
Кыргызской Республики
E-mail

Web site

Общественное объединение

Not-palata@yandex.com

http://www.not-palata.kg

"Нотариальная Палата
Кыргызской Республики"

Контакты:


Адрес:
+996 312 654621
+996 312 343527
+996 555 024823

720010, Кыргызская Республика,
г. Бишкек ул. Токтогула, 230