Мы в соцсетях

г.Бишкек

от 10 июля 2012 года N 100

КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕТЯХ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Законодательство Кыргызской Республики о защите прав и интересов детей

Глава 2. Права и интересы детей, гарантии их обеспечения

Глава 3. Органы в сфере обеспечения прав и интересов детей

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Глава 4. Система защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Глава 5. Меры по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Глава 6. Аккредитация субъектов, оказывающих услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава 7. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 8. Усыновление (удочерение) детей

Глава 9. Опека и попечительство над детьми

Глава 10. Приемная семья

РАЗДЕЛ IV. ЮСТИЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Глава 11. Особенности защиты детей, находящихся в конфликте с законом

Глава 12. Особенности защиты детей, являющихся жертвой насилия или преступления

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Кодекс устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, и направлен на обеспечение государством уровня жизни, необходимого для физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития детей, защиты и проявления особой заботы в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1

Законодательство Кыргызской Республики

о защите прав и интересов детей

Статья 1. Сфера применения настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере обеспечения прав и интересов детей, находящихся на территории Кыргызской Республики, а также детей - граждан Кыргызской Республики, находящихся за пределами Кыргызской Республики, включая обеспечение защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство о детях

Законодательство Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей состоит из Конституции Кыргызской Республики, Конвенции о правах ребенка, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, общепризнанных принципов и норм международного права, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика (далее - международные договоры).

Статья 3. Основные цели и задачи законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей

1. Целями настоящего Кодекса являются защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, интересов и свобод детей, а также обеспечение защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Задачами настоящего Кодекса являются установление принципов и мер по защите детей, формирование гарантийных основ прав ребенка; функционирование соответствующих органов и организаций по защите детей; определение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области обеспечения прав и интересов детей и порядок их взаимодействия.

Статья 4. Основные принципы защиты прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей основывается на следующих основных принципах:

признания первоочередности прав и интересов ребенка с целью обеспечения наилучших интересов ребенка;

обеспечения доступа детей к бесплатным услугам в объеме государственных гарантий, предусмотренных законом, в особенности детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

недопустимости дискриминации детей по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, а также по любым иным признакам;

обеспечения права ребенка на выражение своего мнения при принятии решений, касающихся его судьбы;

обеспечения защиты ребенка от всех форм насилия;

недопустимости эксплуатации детского труда в его наихудших формах с целью извлечения экономической выгоды;

ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, их сотрудников, а также иных физических и юридических лиц за нарушение прав и интересов ребенка, причинение ему вреда;

обеспечения стабильности и непрерывности воспитания и образования ребенка;

приоритетности защиты прав и интересов ребенка со стороны государства, общества, семьи;

предотвращения разлучения ребенка с семьей и обеспечения прав ребенка на семейное окружение;

обеспечения каждого ребенка правом на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

ответственности родителей за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка, в пределах своих способностей и финансовых возможностей;

обеспечения государством содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе используются следующие понятия:

несовершеннолетний - ребенок, не достигший 18-летнего возраста;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в конфликте с законом, являющиеся жертвой насилия или преступления, дети, проживающие в малообеспеченных семьях, работающие дети, безнадзорные дети, беспризорные дети, дети в зонах конфликтов и чрезвычайных ситуаций, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также дети, которые не могут преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), а также его морально-психологическое состояние, связанное с неспособностью самостоятельно преодолеть эту ситуацию;

безнадзорный ребенок - ребенок, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения или уклонения от выполнения своих обязанностей по его содержанию, воспитанию со стороны законных представителей;

беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий определенного места жительства и (или) пребывания;

дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие функциональные нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности в результате физических и (или) психических недостатков и вызывающие необходимость их социальной защиты;

дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, лишенные родительской заботы со стороны единственного или обоих родителей в связи с их смертью, а также если родители неизвестны (дети-сироты), у которых отсутствуют родители в связи с лишением их или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением их в местах содержания под стражей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель либо родители неизвестны;

сопровождение семьи и ребенка - осуществление уполномоченным Правительством Кыргызской Республики государственным органом по защите детей и его территориальными подразделениями (далее - уполномоченный орган по защите детей) координации всей социальной работы и мероприятий по защите ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - комплекс мероприятий по оказанию услуг социально-экономического, социально-медицинского, социально-психологического, социально-правового и иного характера, направленных на устройство, социальную поддержку, социальную адаптацию и реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

дети, находящиеся в конфликте с законом - дети, являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений, подсудимыми, осужденными за совершение преступлений, а также дети, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, признанные в установленном законодательством порядке виновными в совершении административного правонарушения;

программа по отвлечению от правосудия - это программа по предупреждению возбуждения судебных процедур в отношении несовершеннолетних, направленная на содействие реабилитации и социальной реинтеграции ребенка с целью предотвращения совершения повторного правонарушения;

юстиция для детей - это система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, а также являющихся потерпевшими и свидетелями по уголовным делам, включающая в себя вопросы профилактики правонарушений, отправления правосудия, социальной реабилитации и интеграции с учетом половозрастных, умственных, физических и психических особенностей их развития;

ювенальная юстиция - это система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, включающая в себя вопросы профилактики правонарушений, отправления правосудия, социальной реабилитации и интеграции с учетом половозрастных, умственных, физических и психических особенностей их развития;

наихудшие формы детского труда - формы детского труда, которые включают:

все формы рабства или практику, сходную с рабством, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, производства порнографической продукции или порнографических представлений;

использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности, для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей;

жесткое обращение с ребенком (насилие) - это любые действия по отношению к ребенку, нарушающие или ставящие под угрозу его физическое или психическое развитие;

семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

законные представители - родители, усыновители, попечители, опекуны, при их отсутствии - сотрудник уполномоченного органа по защите детей;

наилучшие интересы ребенка - это:

- признание первоочередности прав и интересов ребенка с их закреплением в законодательстве;

- недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или по каким-либо иным обстоятельствам;

- обеспечение его первоочередной защитой и заботой;

- уважение и обеспечение прав и свобод ребенка как равноправного члена общества;

- обеспечение права ребенка выражать свое мнение с обязательным его учетом при принятии решений, касающихся ребенка;

- обеспечение защиты ребенка от всех форм насилия;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания ребенка, защиты его прав и интересов, подготовки его к полноценной жизни в обществе;

- повышение осведомленности и чувствительности родителей, их представителей и общества к правам и особым нуждам ребенка;

- децентрализация услуг по защите ребенка, обеспечение партнерства между государственными и негосударственными учреждениями в сфере защиты прав и интересов ребенка;

- ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан за нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- обеспечение стабильности и непрерывности опеки, воспитания и образования ребенка с учетом этнического, религиозного и культурного происхождения ребенка при предоставлении мер по его защите;

- охрана и защита прав и свобод ребенка со стороны государства, общества, семьи;

- обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить надлежащее развитие ребенка.

Статья 6. Государственная политика в сфере обеспечения прав и интересов детей

1. Государственная политика в сфере обеспечения прав и интересов детей направлена:

1) на полноценное обеспечение и защиту прав и интересов детей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) на надлежащее обеспечение защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3) на формирование сознательного отношения граждан к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у родителей чувства ответственности за их рождение;

4) на соблюдение принципов гендерного равенства;

5) на совершенствование нормативной правовой базы в сфере обеспечения прав и интересов детей;

6) на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

2. Обеспечение прав, интересов и защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одной из приоритетных областей государственной политики и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в сфере обеспечения прав и интересов детей осуществляется из республиканского и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

Глава 2

Права и интересы детей, гарантии их обеспечения

Статья 7. Основные гарантии прав ребенка на жизнь и воспитание в семье

1. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным и соответствующим интересам ребенка и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.

2. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей и лиц их заменяющих, право на общение с родственниками, на защиту его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

3. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на беспрепятственное общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.

Статья 8. Право ребенка на отдых

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Статья 9. Основные гарантии прав ребенка на охрану здоровья

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья и медико-санитарную помощь, которые обеспечиваются в порядке, предусмотренном законодательством об охране здоровья граждан.

2. Система здравоохранения гарантирует детям в порядке, установленном законодательством, доступную и квалифицированную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также медико-реабилитационное лечение детей.

3. Бесплатное медицинское обслуживание детей, а также медицинское обслуживание на льготных условиях осуществляются в рамках и объемах государственных гарантий.

4. Условия проживания, содержания, обучения и воспитания детей в детских учреждениях и организациях должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, за нарушение которых руководители детских учреждений и организаций, органы государственной власти и местного самоуправления несут предусмотренную законодательством ответственность.

5. Родители и лица, их заменяющие, обязаны обеспечить соответствующий уход за здоровьем детей.

6. Родители и лица, их заменяющие, умышленно не обратившиеся за медицинской помощью, если это нанесло вред здоровью ребенка, несут ответственность в порядке, установленном законами Кыргызской Республики.

Статья 10. Основные гарантии прав ребенка на образование

1. Каждый ребенок имеет право на образование, которое обеспечивается в порядке, предусмотренном законодательством в сфере образования, и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного, среднего и бесплатного начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

2. Право ребенка на получение обязательного начального и основного образования в пределах государственных образовательных стандартов определяется законодательством. Отчисление ребенка из государственной или муниципальной образовательной организации до получения им основного образования не допускается. Ребенку гарантируется получение основного образования в государственной или муниципальной образовательной организации по месту его жительства и фактического пребывания.

В случае изменения места жительства ребенка допускается перевод ребенка в другую государственную или муниципальную образовательную организацию по новому месту жительства и фактического пребывания.

3. Не допускаются какие-либо ограничения, не предусмотренные законом при поступлении ребенка в образовательную организацию. Запрещаются вступительные испытания для детей, поступающих в первый класс государственной или муниципальной образовательной организации.

4. Порядок приема в государственные и муниципальные общеобразовательные организации определяется Правительством Кыргызской Республики, а в общеобразовательные организации с частной формой собственности этими организациями в строгом соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области образования.

5. Государство обеспечивает право детей на доступ к образовательным услугам дошкольных образовательных организаций.

6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, не способных получить образование в образовательных организациях на общих основаниях, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются особые условия, включая открытие специальных групп, классов или государственных или муниципальных центров реабилитации, адаптации, обеспечивающих их бесплатное образование, профессиональную подготовку, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

7. Правительство Кыргызской Республики в лице уполномоченного органа в области образования ежегодно предоставляет квоту в государственных высших учебных заведениях для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на безвозмездной основе.

В случае если количество абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья будет меньше чем число представленных в соответствии с квотой мест, оставшиеся места распределяются на общих условиях среди других абитуриентов.

Статья 11. Основные гарантии права ребенка на свободное выражение своего мнения

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы.

2. Ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного, административного или иного разбирательства непосредственно либо через законного представителя в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

3. Осуществление права ребенка выражать свое мнение может подвергаться ограничениям только в случаях, предусмотренных законодательством в целях уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения Кыргызской Республики.

Статья 12. Основные гарантии права ребенка на сохранение индивидуальности

1. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство и должен быть зарегистрирован сразу после рождения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

2. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательством Кыргызской Республики.

3. Порядок определения и изменения имени, фамилии и отчества ребенка регламентируется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 13. Основные гарантии жилищных прав ребенка

1. Гарантии жилищных прав ребенка обеспечиваются в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

2. Дети, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, в равной степени обладают правом пользования жилой площадью.

3. При приватизации занимаемой семьей жилой площади ребенок, независимо от возраста, в равной степени пользуется всеми правами на эту площадь.

4. Дети во всех случаях сохраняют право на жилую площадь, принадлежащую его родителям.

5. Дети-сироты при достижении 16 лет, не имеющие жилой площади для проживания, пользуются правом внеочередного получения жилой площади на праве пользования в порядке, установленном законодательством.

6. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети-сироты, не могут быть выселены из занимаемого ими жилища без предоставления другого жилого помещения.

7. Дети-сироты до достижения ими 21 года, а в случаях обучения на очном отделении учебного заведения - до окончания учебы должны быть обеспечены временным социальным жильем (общежитием).

8. Порядок предоставления социального жилья во временное пользование из государственных и муниципальных фондов определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Основные гарантии прав ребенка на профессиональную ориентацию, подготовку и занятость

1. Каждый ребенок имеет право на свободу труда, трудоустройство, свободный выбор рода деятельности и профессии в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки.

2. Дети с 14-летнего возраста вправе заключать трудовой договор с письменного согласия одного из родителей и лиц, их заменяющих, или территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей и в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, не нарушающем процесс его обучения, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда их здоровью, физическому, нравственному и психическому состоянию, а также имеют право на профессиональную подготовку. Это право обеспечивается в порядке, установленном законодательством через систему учреждений первичной трудовой (профессиональной) подготовки.

3. Порядок заключения и расторжения трудового договора и другие особенности регулирования труда работников, не достигших 18-летнего возраста, устанавливаются трудовым законодательством.

4. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности обязаны принимать детей, особо нуждающихся в социальной защите (выпускников детских домов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других), на квотируемые рабочие места по направлениям служб занятости. Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты лицам, указанным в настоящей статье, запрещается и может быть обжалован ими в соответствующие государственные органы или суд.

Статья 15. Использование детского труда

1. Запрещается принимать или привлекать ребенка для выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Запрещается эксплуатация детского труда в наихудших формах проявления, а также принудительный труд детей в любой форме на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в том числе в кооперативах, крестьянских и фермерских хозяйствах.

3. Запрещается применение детского труда на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, в ночное время, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами и т.д.).

4. Запрещаются поднятие, переноска и перемещение детьми тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение детского труда, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 16. Основные гарантии права ребенка на защиту чести,достоинства, неприкосновенность личности

1. Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического, сексуального насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных действий, ущемляющих закрепленные Конституцией Кыргызской Республики права и свободы человека и гражданина.

Лица, виновные в таких действиях, несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность.

2. Посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности заниматься его обучением и воспитанием, влечет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность.

Глава 3

Органы в сфере обеспечения прав и интересов детей

Статья 17. Обеспечение прав и интересов детей органами государственной власти и иными органами

Обеспечение прав и интересов детей осуществляют в пределах своих полномочий Правительство Кыргызской Республики, а также другие органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, суды, прокуратура, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики.

Статья 18. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей

1. Правительство Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и реализует единую государственную политику в сфере обеспечения прав и интересов детей;

2) координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению прав и интересов детей;

3) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, а также инициирует проекты законов, направленных на обеспечение прав и интересов детей;

4) осуществляет контроль за деятельностью органов государственной исполнительной власти в сфере обеспечения прав и интересов детей;

5) устанавливает государственные минимальные социальные стандарты, направленные на улучшение жизни детей;

6) исполняет международные обязательства государства и представительство интересов государства в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;

7) подготавливает и представляет национальные отчеты по обязательствам в соответствии с международными договорами.

2. Правительство Кыргызской Республики также реализует и иные полномочия в сфере обеспечения прав интересов детей, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 19. Полномочия местных государственных администраций в сфере обеспечения прав и интересов детей

Местные государственные администрации в сфере обеспечения прав и интересов детей осуществляют следующие полномочия:

координируют деятельность территориальных подразделений государственных органов в сфере обеспечения прав и интересов детей;

осуществляют, в пределах своей компетенции, контроль за соблюдением прав и интересов детей на соответствующей территории;

обеспечивают доступ нуждающихся детей к получению образования, медицинской помощи, социальных услуг;

обеспечивают согласованную деятельность территориальных подразделений государственных органов, их взаимодействие с органами местного самоуправления, организациями, оказывающими социальные услуги, по вопросам обеспечения прав и интересов детей;

обеспечивают мониторинг услуг по опеке, содержанию и воспитанию детей, оставшихся без родительской заботы, предоставляемых общественными организациями, действующими на соответствующей территории, на предмет соблюдения прав и интересов детей;

обеспечивают, в пределах своих полномочий, реализацию государственных программ на соответствующей территории и взаимодействие в рамках программ с местными органами самоуправления, общественными организациями по вопросам обеспечения прав и интересов детей;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 20. Полномочия исполнительных органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и интересов

детей

1. К полномочиям исполнительных органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и интересов детей относится:

осуществление мероприятий по обеспечению прав и интересов детей на соответствующей территории;

выявление случаев нарушения прав детей и оказание содействия нуждающимся детям в восстановлении нарушенных прав;

осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Исполнительные органы местного самоуправления ежеквартально представляют информацию о своей деятельности в сфере обеспечения прав и интересов детей в местные кенеши.

Статья 21. Полномочия суда в обеспечении прав и интересов детей

1. К полномочиям суда в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, относится:

1) рассмотрение дел о направлении детей:

в интернатные учреждения независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, за исключением интернатных учреждений, предоставляющих услуги детям в течение не более 6 месяцев, детям с ограниченными возможностями здоровья, а также предоставляющих услуги для одаренных детей, в том числе на платной основе;

в специальные школы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, психиатрические больницы при согласии законных представителей (родители, опекуны (попечители), приемные родители, усыновители, в отсутствие их - уполномоченные органы по защите детей);

2) рассмотрение дел об усыновлении, установлении опеки и попечительства;

3) принятие мер по предотвращению незаконного и необоснованного направления ребенка в интернатное учреждение;

4) направление детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения, прошедшие аккредитацию;

5) пересмотр обоснованности нахождения ребенка в интернатном учреждении, специальной школе для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, или психиатрической больнице;

6) контроль за исполнением вступивших в законную силу судебных актов по делам детей.

2. Суд по гражданским делам, затрагивающим интересы детей, разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Статья 22. Полномочия прокуратуры в обеспечении прав и интересов детей

Прокуратура, в целях обеспечения прав и интересов детей и в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, осуществляет:

надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;

представительство интересов детей в суде в случаях, определенных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Деятельность Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, осуществляет мониторинг, анализ и контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, независимо от форм собственности, и их должностными лицами.

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ

В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Глава 4

Система защиты детей, находящихся

в трудной жизненной ситуации

Статья 24. Система защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Система защиты детей состоит из органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, оказывающих услуги, а также комплекса мер, направленных на защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 25. Органы управления системы защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Органами, осуществляющими обеспечение защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются:

Правительство Кыргызской Республики;

уполномоченный орган по защите детей;

комиссии по делам детей при местных государственных администрациях;

территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей;

исполнительный орган местного самоуправления и комиссии исполнительных органов местного самоуправления по социальным вопросам.

Статья 26. Функции Правительства Кыргызской Республики по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Функции Правительства Кыргызской Республики по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

оказание организационной, финансовой и иной помощи органам местного самоуправления в целях оказания содействия в их работе по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

определение государственного уполномоченного органа по защите детей и утверждение его положения;

утверждение положения об аккредитации субъектов, оказывающих услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

утверждение положения об опеке и попечительстве в Кыргызской Республике;

определение и утверждение порядка выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

определение и утверждение перечня, порядка, минимальных стандартов оказания услуг по защите детей;

определение стандартов финансирования оказываемых услуг по защите детей;

утверждение типового положения о Комиссии по делам детей;

утверждение типовых положений интернатных учреждений, специальных образовательных организаций, независимо от форм собственности, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

определение порядка ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и порядок ведения соответствующих баз данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

осуществление контроля за исполнением законодательства Кыргызской Республики и международных обязательств, взятых на себя Кыргызской Республикой по вопросам защиты детей, а также иных полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 27. Функции уполномоченного органа по защите детей в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Уполномоченный орган по защите детей осуществляет следующие функции в целях защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1) разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты детей;

2) утверждает положения территориальных подразделений уполномоченного органа по защите детей по согласованию с местными государственными администрациями;

3) осуществляет, в пределах своих полномочий, координацию, мониторинг и контроль за деятельностью органов и лиц, осуществляющих защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также за субъектами, оказывающими услуги в указанной сфере;

4) оказывает информационно-методическую, консультационную помощь и содействие территориальным подразделениям уполномоченного органа по защите детей, органам местного самоуправления и иным органам, осуществляющим деятельность по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) проводит аккредитацию субъектов, работающих в области оказания услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, определенных настоящим Кодексом;

6) ведет государственную базу данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

7) ведет государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

8) осуществляет функции по усыновлению (удочерению) детей иностранными гражданами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

9) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

2. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей осуществляют следующие функции:

1) выявляют совместно с органами местного самоуправления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) исполняют функции органов опеки и попечительства на соответствующей территории в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

3) производят обследования жилищно-бытовых условий жизни и собирают необходимые сведения на кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители для принятия решения об опеке, попечительства и усыновлении детей;

4) планируют мероприятия по улучшению жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) заключают договоры с приемными родителями по передаче ребенка на воспитание в эту (приемную) семью;

6) предоставляют заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики;

7) предоставляют предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав опекаемого, подопечного;

8) обращаются в суд по делам о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав, усыновлении (удочерении), отмене усыновления (удочерения), о назначении опекунов, попечителей и освобождении, отстранении опекунов и попечителей, а также по другим делам в защиту прав и интересов детей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

9) решают вопросы о контактах с детьми родителей, ограниченных в родительских правах;

10) в исключительных случаях и порядке, предусмотренном законодательством, инициируют направление ребенка на полное государственное обеспечение;

11) разрабатывают и вносят на согласование Комиссии по делам детей и утверждение главы местной государственной администрации индивидуальный план по защите ребенка и план индивидуальной работы с семьей в целях соблюдения наилучших интересов детей;

12) обеспечивают контроль за исполнением индивидуального плана по защите ребенка и плана индивидуальной работы с семьей;

13) вносят изменения или дополнения в индивидуальный план по защите ребенка и план индивидуальной работы с семьей;

14) участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их прав и законных интересов;

15) ведут учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на подведомственной территории;

16) ведут учет и подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов, попечителей и приемных родителей, усыновителей;

17) организуют обучение лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов, попечителей и приемных родителей, усыновителей;

18) в исключительных случаях осуществляют временное размещение ребенка вне семьи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

19) принимают меры по обеспечению прав родителя, проживающего отдельно от ребенка, в воспитании ребенка и общении с ним, а также прав других родственников на общение с ребенком;

20) осуществляют контроль за обеспечением соответствующих условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, при различных формах устройства, в учреждениях и организациях вне зависимости от форм собственности;

21) присваивает фамилию и имя ребенку, родители которого неизвестны;

22) взаимодействуют с органами и организациями, осуществляющими деятельность по профилактике правонарушений среди детей;

23) проводят мероприятия по повышению профессиональной квалификации своих сотрудников и сотрудников органов местного самоуправления, в компетенцию которых входят вопросы защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

24) консультируют граждан по вопросам социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

25) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами.

Статья 28. Функции местных государственных администраций в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Местные государственные администрации в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации выполняют следующие функции:

координируют деятельность территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

содействуют в выявлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечивают деятельность Комиссии по делам детей;

осуществляют оценку потребностей района в социальных услугах для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с органами местного самоуправления не реже одного раза в 5 лет;

обеспечивают создание и финансирование необходимых социальных услуг;

принимают решения об утверждении индивидуального плана по защите ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на основании протокола Комиссии по делам детей и осуществляют контроль за его исполнением;

принимают решения об утверждении плана индивидуальной работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основании протокола Комиссии по делам детей и осуществляют контроль за его исполнением;

осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 29. Функции исполнительных органов местного самоуправления в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют следующие функции в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

функционируют в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями уполномоченных органов и иными организациями, оказывающими услуги в сфере защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на соответствующей территории;

проводят оценку потребностей в социальных услугах для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на соответствующей территории, и представляют результаты оценки в местные кенеши;

осуществляют совместно с территориальными подразделениями уполномоченного органа по защите детей выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их первичный учет;

оказывают содействие территориальным подразделениям уполномоченного органа по защите детей в осуществлении мониторинга на соответствующей территории, условий жизни детей, а также их усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей, обеспечивают временное размещение ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, до передачи ребенка под ответственность территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 30. Комиссия по делам детей

1. Комиссия по делам детей создается:

1) при местных государственных администрациях;

2) при мэриях городов (в городах, имеющих районное значение, могут создаваться комиссии по делам детей в каждом соответствующем районе).

2. Комиссия по делам детей не является постоянно действующим рабочим органом и осуществляет свою деятельность на периодичной основе. Работа Комиссии по делам детей организуется секретариатом, работающим на постоянной основе, созданным соответствующим органом местного самоуправления или местной государственной администрацией. Состав Комиссии по делам детей утверждается соответствующим органом, при котором она создана. Типовое положение о Комиссии по делам детей утверждается Правительством Кыргызской Республики.

3. В состав Комиссии по делам детей входят:

1) представитель органа внутренних дел;

2) представитель уполномоченного государственного органа в сфере образования;

3) представитель уполномоченного государственного органа в области здравоохранения;

4) представитель уполномоченного органа по защите детей;

5) представитель уполномоченного государственного органа в области миграции;

6) представитель районной государственной администрации или мэрии;

7) представители гражданского общества (по согласованию).

4. Комиссия по делам детей осуществляет:

1) рассмотрение по представлению территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей проекта индивидуального плана по защите ребенка и вопросов, касающихся определения дальнейшей судьбы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, и проекта индивидуального плана работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации;

2) мониторинг за исполнением индивидуального плана по защите ребенка и плана индивидуальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации;

3) контроль за исполнением плана индивидуальной работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации;

4) принимает меры по временному размещению ребенка;

5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

5. Решение Комиссии по делам детей может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 31. Комиссия по социальным вопросам при органах местного самоуправления

1. Комиссия по социальным вопросам при органах местного самоуправления является рабочим органом и осуществляет свою деятельность на периодичной основе. Работа комиссии обеспечивается соответствующим исполнительным органом местного самоуправления. Положение и состав Комиссии по социальным вопросам утверждаются органом местного самоуправления. Типовое положение о Комиссии по социальным вопросам утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Комиссия по социальным вопросам при органах местного самоуправления осуществляет:

1) первичное определение степени нуждаемости семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) содействие в принятии мер по первичному размещению ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5

Меры по защите детей, находящихся

в трудной жизненной ситуации

Статья 32. Основы профилактической работы по недопущению трудных жизненных ситуаций у детей

1. Профилактическая работа по недопущению трудных жизненных ситуаций у детей включает систему мер и услуг по поддержке семей с детьми, направленных на предоставление семье необходимой помощи и поддержки в воспитании детей; обеспечение благополучия детей; предотвращение разлучения ребенка с семьей; укрепление родительских навыков; улучшение благосклонного отношения общества к ребенку и семье; усиление ответственности по защите ребенка.

2. Порядок проведения профилактической работы по недопущению трудных жизненных ситуаций определяется Правительством Кыргызской Республики.

3. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с исполнительными органами местного самоуправления с целью проведения профилактической работы по недопущению трудных жизненных ситуаций обязаны проводить мониторинг благополучия семей с детьми с целью раннего выявления неблагополучия семьи с ребенком и трудной жизненной ситуации ребенка (семьи группы риска).

4. Органы местного самоуправления осуществляют профилактическую и индивидуальную работу с семьей путем создания соответствующих отделов, занимающихся проблемами семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 33. Этапы защиты ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации

Защита ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, должна включать следующие этапы:

выявление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

всесторонняя оценка ситуации семьи (план индивидуальной работы с семьей);

планирование мероприятий по защите ребенка (индивидуальный план по защите ребенка);

принятие решений о мероприятиях по защите детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

реализация принятых решений и запланированных мероприятий (индивидуальный план по защите ребенка);

мониторинг дальнейшей судьбы ребенка.

Статья 34. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. При выявлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, лица обязаны в 2-дневный срок проинформировать об этом соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей.

2. Порядок организации выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом по защите детей определяется в порядке, установленном законодательством.

Статья 35. Оценка ситуации и план индивидуальной работы с семьей

1. При выявлении семьи группы риска территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей совместно с исполнительным органом местного самоуправления в течение 10 календарных дней осуществляют изучение и оценку ситуации в выявленной семье, разрабатывают план индивидуальной работы с семьей, по согласованию с этой семьей, с учетом потребностей каждого ребенка.

2. При составлении плана индивидуальной работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей с помощью соответствующих специалистов оценивает жизненную ситуацию семьи и осуществляет поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования для положительного изменения сложившейся ситуации.

3. План индивидуальной работы с семьей включает в себя перечень мероприятий по оказанию социальной, правовой, психолого-педагогической, медицинской помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, направленный на поддержание и способствование благоприятного развития ребенка, а также на укрепление воспитательных навыков и возможностей родителей, опекунов и других лиц, ответственных за воспитание ребенка и уход за ним, а также включает сроки его выполнения с указанием ответственных лиц.

4. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей обязано осуществлять контроль за динамикой изменений в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, в соответствии со сроками, установленными в плане индивидуальной работы с семьей.

Статья 36. Индивидуальный план по защите ребенка

1. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей составляет индивидуальный план по защите ребенка в течение 10 календарных дней со дня выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

2. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей, проводящий всестороннюю оценку ситуации совместно со специалистом айыл окмоту в сельской местности либо с представителем органов местного самоуправления в городе, разрабатывает индивидуальный план по защите ребенка и в обязательном порядке решает следующие вопросы:

1) нуждается ли данный ребенок в услугах по его защите;

2) нуждается ли ребенок в реабилитационных программах;

3) возможно ли оставление ребенка в семье или требуется размещение его вне семьи;

4) требуется ли назначение ребенку опекунства, усыновления или размещения его в приемную семью.

3. Составление индивидуального плана по защите ребенка осуществляется с учетом следующих принципов:

1) учет мнения ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью;

2) размещение ребенка вне семьи осуществляется как крайняя мера его защиты;

3) разделение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда такое разлучение соответствует их наилучшим интересам;

4) учет национального, религиозного, культурного или языкового происхождения ребенка;

5) разъяснение ребенку всей информации и принятых решений в отношении него в доступной форме в зависимости от его возраста и зрелости;

6) принятие решения в наиболее кратчайшие сроки и без нанесения вреда благополучию и интересам ребенка.

4. Направление ребенка в интернатное учреждение используется в исключительных случаях как крайняя мера и при наличии доказательств того, что все другие меры по обеспечению ребенка семейным окружением исчерпаны.

5. Индивидуальный план по защите ребенка должен содержать:

1) оценку и анализ жизненной ситуации;

2) мероприятия по защите ребенка;

3) прогноз влияния мероприятий по защите ребенка на его развитие и реализацию его прав в долгосрочной перспективе;

4) сведения о конкретных органах, ответственных за исполнение мероприятий;

5) сроки исполнения, контроля плана.

6. Индивидуальный план по защите ребенка вносится на рассмотрение Комиссии по делам детей, которая рассматривает его в течение 10 календарных дней.

7. В экстренных случаях, когда имеется прямая угроза жизни и здоровью ребенка (применение физического, психологического, сексуального насилия, жестокое обращение или эксплуатация), территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей совместно с органами внутренних дел принимает неотложные меры по защите ребенка, вплоть до размещения его вне семьи. В течение суток территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей письменно информирует суд о принятых в срочном порядке мерах. В этом случае территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей не позднее 3 рабочих дней разрабатывает проект индивидуального плана по защите ребенка и направляет его в Комиссию по делам детей.

При изъятии ребенка из семьи территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей обязано письменно проинформировать родителей или лиц, их заменяющих, о возможности обжаловать действия по изъятию ребенка в судебном порядке в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

8. Порядок размещения ребенка вне семьи определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 37. Устройство детей в интернатные учреждения

1. Направление в интернатные учреждения вне зависимости от формы собственности детей-сирот, детей, у которых отсутствуют родители в связи с лишением или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, производится по решению суда, основанного на заключении уполномоченного органа по защите детей, и применяется как крайняя мера в случае исчерпания возможности по размещению ребенка в семье.

Помещение ребенка в школы-интернаты для детей с нарушениями речи, зрения и слуха, психоневрологические дома-интернаты производится соответствующим уполномоченным органом, в ведомственном подчинении которых находятся данные интернатные учреждения, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Помещение ребенка в специализированную школу-интернат закрытого типа как мера наказания производится судом в соответствии с Уголовным кодексом Кыргызской Республики и Уголовно-исполнительным кодексом Кыргызской Республики.

2. Временное размещение сроком до 6 месяцев категорий детей, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в интернатные учреждения вне зависимости от форм собственности производится по заключениям психолого-медико-педагогической комиссии и уполномоченного органа по защите детей соответствующими уполномоченными органами, в ведомственном подчинении которых находятся данные интернатные учреждения.

3. Пересмотр обоснованности нахождения ребенка в интернатном учреждении осуществляется судом на основе заключений территориального уполномоченного органа по защите детей, на территории которого проживает семья ребенка, соответствующих уполномоченных органов, в ведомственном подчинении которых находятся данные интернатные учреждения, по заявлению законных представителей, а также организаций по защите прав и интересов детей.

Глава 6

Аккредитация субъектов, оказывающих услуги детям,

находящимся в трудной жизненной ситуации

Статья 38. Основные цели, принципы и задачи аккредитации

1. В целях обеспечения качества предоставления услуг требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики, аккредитации подлежат организации, осуществляющие деятельность:

1) по усыновлению (удочерению) детей - граждан Кыргызской Республики иностранными гражданами;

2) по уходу за детьми в детских учреждениях интернатного типа, независимо от форм собственности.

Аккредитации подлежат организации, желающие осуществлять свою деятельность за счет средств государственного социального заказа.

2. Основными задачами аккредитации являются:

1) обеспечение предоставления качественных услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

2) улучшение качества предоставления услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

3) определение уровня квалификации деятельности аккредитованных субъектов;

4) развитие конкурентной среды в сфере оказания услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Аккредитация субъектов, оказывающих услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, основывается на следующих принципах:

1) доступность информации о процедурах, критериях аккредитации;

2) прозрачность проведения аккредитации;

3) недопущение дискриминации при проведении аккредитации;

4) единство и целостность системы аккредитации.

Статья 39. Проведение аккредитации

1. Аккредитацию субъектов, предусмотренных частью 1 статьи 38 настоящего Кодекса, осуществляют соответствующие уполномоченные органы в области здравоохранения, образования, социальной защиты, труда, занятости, миграции и другие в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. Аккредитации подлежат все субъекты, предусмотренные частью 1 статьи 38 настоящего Кодекса, оказывающие услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе государственные и муниципальные учреждения.

3. Аккредитация подразделяется на первоначальную, которая проводится до начала предоставления услуг субъектами, предусмотренными в части 2 настоящей статьи, и повторную, проводимую не реже одного раза в 3 года. Положение об аккредитации утверждается Правительством Кыргызской Республики.

4. Организации, не прошедшие аккредитацию, не вправе приступать к осуществлению своей деятельности и обязаны приостановить ее.

5. Непрохождение повторной аккредитации государственным или муниципальным учреждением влечет ответственность руководителя данного учреждения, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

6. Субъекты, оказывающие услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляющие свою деятельность без прохождения аккредитации, несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ III

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава 7

Выявление и устройство детей,

оставшихся без попечения родителей

Статья 40. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов ребенка в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, заболеваний и травм родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, когда родители ребенка неизвестны, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на уполномоченный орган по защите детей и Комиссию по делам детей, действующих в интересах детей в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 41. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (образовательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты, учреждений временного пребывания) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в статье 40 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в уполномоченный орган по защите детей по месту фактического нахождения детей.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в уполномоченный орган по защите детей по месту нахождения данного учреждения.

3. Уполномоченный орган по защите детей в течение 10 календарных дней с момента получения сведений или обнаружения факта необходимости защиты ребенка проводит всестороннюю оценку реализации прав ребенка, оценку его семьи и в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом, составляет индивидуальный план по защите ребенка, включающий, в том числе, и форму устройства детей.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 42. Формирование и ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

1. Уполномоченный орган по защите детей ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Уполномоченный орган по защите детей ведет государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Порядок формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный орган по защите детей документирует информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, для включения в государственный банк о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе в уполномоченный орган по защите детей для учета его в качестве кандидата в усыновители в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Уполномоченный орган по защите детей может предоставить конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в суд, органы прокуратуры, органы дознания или следствия либо Акыйкатчы (Омбудсмену) Кыргызской Республики в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 43. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения, лечебные учреждения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на уполномоченный орган по защите детей.

3. При устройстве детей разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

4. Устройство детей, достигших 10-летнего возраста, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) осуществляется только с их согласия.

Глава 8

Усыновление (удочерение) детей

Статья 44. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) - это мера защиты прав и законных интересов ребенка, который лишен родительской заботы в своем семейном окружении.

2. Усыновление допускается только как подходящий способ защиты прав детей, в интересах детей, лишенных родительской заботы в своем семейном окружении, а также в наилучших интересах детей.

3. Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающим за пределами территории Кыргызской Республики, иностранным гражданам, не являющимся родственниками детей, по истечении 3 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 1 статьи 42 настоящего Кодекса.

Статья 45. Порядок усыновления ребенка

1. Заявление о желании усыновить ребенка подается усыновителями в уполномоченный орган по защите детей по месту жительства или месту нахождения усыновляемого.

Уполномоченный орган по защите детей обязан произвести обследование условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, проверить, не имеется ли препятствий для усыновления, будет ли усыновление отвечать интересам ребенка, выявить отношение ребенка к усыновителю, оказать усыновителю содействие в сборе необходимых документов, передать материалы со своим заключением на рассмотрение суда.

2. Материалы об усыновлении ребенка подлежат рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства не позднее месячного срока с вынесением соответствующего решения.

Порядок передачи детей на усыновление гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающим на территории Кыргызской Республики, гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающим за пределами Кыргызской Республики, иностранным гражданам, а также порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей определяются Правительством Кыргызской Республики.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка предусмотренные статьей 58 настоящего Кодекса, возникают после вступления в законную силу решения судом об усыновлении ребенка.

Суд не позднее 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направляет копию данного решения в органы записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 46. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном частью 1 статьи 42 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.






Все права защищены, Copyright 2017
Нотариальная Палата
Кыргызской Республики
E-mail

Web site

Общественное объединение

Not-palata@yandex.com

http://www.not-palata.kg

"Нотариальная Палата
Кыргызской Республики"

Контакты:


Адрес:
+996 312 654621
+996 312 343527
+996 555 024823

720010, Кыргызская Республика,
г. Бишкек ул. Токтогула, 230