Мы в соцсетях

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 2 июня 1999 года N 45

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2000 года N 93, 4 января 2001 года N 2, 4 января 2001 года N 3, 12 марта 2001 года N 30, 11 мая 2002 года N 78, 17 февраля 2003 года N 36, 9 июля 2003 года N 123, 5 декабря 2003 года N 227, 23 июня 2004 года N 77, 7 февраля 2005 года N 15, 28 февраля 2005 года N 40, 4 июня 2005 года N 67, 20 января 2006 года N 7, 25 июля 2006 года N 126, 28 декабря 2006 года N 217, 26 февраля 2007 года N 22, 26 февраля 2007 года N 23, 17 октября 2008 года N 231, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79, 26 мая 2009 года N 171, 22 июля 2011 года N 117, 16 ноября 2011 года N 213, 7 мая 2012 года N 46, 9 августа 2012 года N 159, 6 мая 2013 года N 65, 16 мая 2013 года N 73, 9 июля 2013 года N 120, 15 июля 2013 года N 143, 15 ноября 2013 года N 201, 14 июля 2014 года № 134, 18 июля 2014 года N 144)

(Введен в действие Законом КР от 2 июня 1999 года N 46)

Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения в Кыргызской Республике, основания возникновения, порядок осуществления и прекращения прав на землю и их регистрацию, а также направлен на создание земельно-рыночных отношений в условиях государственной, муниципальной и частной собственности на землю и рационального использования земли и ее охраны.

РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава первая
Общие положения

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе применяются следующие понятия:

1) вторичный рынок земли - сделки, совершаемые с правом на земельный участок, предоставленным уполномоченным органом;

2) здания и сооружения - любые строения и сооружения, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе квартиры, нежилые помещения в многоквартирном доме;

2-1) градостроительная документация - документы проектов районной планировки, генеральные планы, проекты детальной планировки межевания, застройки кварталов, градостроительных узлов и других элементов планировочной структуры населенных пунктов;

2-2) генеральный план - градостроительная документация о перспективном градостроительном планировании развития территорий городских и сельских населенных пунктов;

2-3) градостроительная деятельность (далее - градостроительство) деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий городских и сельских населенных пунктов, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2-4) деградированные земельные участки сельскохозяйственного назначения - земельные участки, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению;

3) земельная доля - земельный участок сельскохозяйственного назначения, предоставляемый гражданину Кыргызской Республики в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

3-1) градостроительный регламент - совокупность установленных градостроительной документацией, правилами застройки и землепользования параметров и видов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности;

3-2) государственные и общественные нужды - потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, энергетической, инженерной и архитектурно-строительной документацией, разработкой месторождений полезных ископаемых, реализацией международных договоров Кыргызской Республики;

4) земельный участок - площадь земли в замкнутых границах;

5) земельный участок при многоквартирном доме - участок, включающий в себя территорию, прилегающую к дому, включая зеленые насаждения, хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов, и другие участки, границы которых определяются нормативами, принятыми в установленном порядке;

6) земельный фонд - все земли, находящиеся в границах Кыргызской Республики;

7) землепользователь - физическое или юридическое лицо, право пользования земельным участком которому предоставлено, передано или перешло в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

8) землепользователь государственный - государственные предприятия, учреждения Кыргызской Республики, получившие земельный участок в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

9) землепользователь муниципальный - муниципальные предприятия, учреждения, организации, получившие земельный участок в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

9-1) зона (регламентная зона) - территория, применительно к которой (и, соответственно, ко всем земельным участкам, там расположенным) устанавливается градостроительный регламент;

10) иностранное лицо - иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие стороной в земельно-правовых отношениях;

11) иностранное юридическое лицо - юридическое лицо, которое обладает одним из нижеперечисленных признаков:

а) создано и зарегистрировано в соответствии с законодательством иностранного государства;

б) принадлежит полностью одному или более иностранным физическим или юридическим лицам;

в) контролируется или управляется одним или более иностранными физическими или юридическими лицами посредством: письменного контракта, права реализовать большинство голосующих акций, права назначать большинство членов исполнительного или наблюдательного органа;

г) зарегистрировано в Кыргызской Республике и имеет не менее двадцати процентов уставного капитала, принадлежащих иностранным гражданам, лицам без гражданства или юридическим лицам, упомянутым в настоящем пункте;

д) создано на основе межгосударственного договора или соглашения;

12) категории земель - земли, используемые или предназначенные к использованию по одному и тому же целевому назначению;

13) малопродуктивные сельскохозяйственные угодья - сельскохозяйственные угодья, имеющие маломощный и бесструктурный почвенный слой с низким баллом бонитета и требующие больших затрат по их мелиоративному улучшению, за исключением пастбищ;

14) уполномоченный государственный орган - органы, указанные в статьях 13-17, 20, 21 настоящего Кодекса;

15) особо ценные земли - орошаемые и осушенные земли, интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья (орошаемая пашня, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, виноградниками, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения), земли, занятые защитными лесами и приравненными к ним зелеными насаждениями, земли пригородных и зеленых зон, опытно-экспериментальных полей (полигонов) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

16) отвод земельного участка - выдел (выделение) земельного участка с установлением и закреплением его границ на местности на основании решения уполномоченного органа;

См.:

письмо Госрегистра КР от 13 января 2007 года N 01-9/41 (О разъяснении понятия полоса отвода железнодорожных путей)

17) передача права на земельный участок - отчуждение собственником или землепользователем права на земельный участок или передача его во временное пользование другому лицу путем совершения гражданско-правовых сделок;

18) переход земельного участка в порядке универсального правопреемства - возникновение права собственности или права пользования земельным участком при наследовании или при реорганизации юридического лица;

19) право на земельный участок - право собственности на земельный участок или право бессрочного (без указания срока) или срочного (временного) пользования земельным участком;

20) право пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности - право на бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

21) право пользования земельным участком - вещное право физических и юридических лиц, не являющихся собственником земельного участка;

22) право собственности на земельный участок - признаваемое и охраняемое Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими законодательными актами право физических и юридических лиц по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком с ограничениями, установленными настоящим Кодексом;

22-1) правовое зонирование - деятельность органов местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органов в области разработки и реализации правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов;

23) предоставление прав на земельный участок - предоставление уполномоченным органом в собственность или в пользование физическим и юридическим лицам земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

23-1) правила застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов (далее - правила застройки и землепользования) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органов, регулирующие использование и строительные изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов;

24) приусадебный участок - не надел, а земельный участок, отведенный органами государственной власти или местного самоуправления гражданам для индивидуального домостроения, с прилегающим к нему участком;

24-1) разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в градостроительной документации населенных пунктов и правилах землепользования и застройки, а также ограничениями на использование указанных объектов, установленными в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также сервитутами;

24-2) рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не оказывают влияние никакие чрезвычайные обстоятельства;

25) садово-огородный участок - земельный участок, выделяемый органами государственной власти или местного самоуправления предприятиям, учреждениям и гражданам Кыргызской Республики для организации кооперативного садоводческого товарищества по производству овощей, фруктов, в том числе и сельхозпродуктов;

26) сельскохозяйственные угодья - земельные участки, используемые для производства сельскохозяйственной продукции, а именно: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища;

27) сервитут - право лица на ограниченное целевое пользование земельным участком, находящимся в собственности или в пользовании у другого лица;

28) служебный земельный надел - земельный участок, предоставляемый государственными и муниципальными землепользователями своим работникам в установленном настоящим Кодексом порядке;

29) Государственный фонд сельскохозяйственных угодий - земельные участки, сформированные из сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ) и находящиеся в государственной собственности;

30) целевое назначение земель - использование земельных участков в целях, указанных в документах, удостоверяющих права на земельный участок, в договоре или иных правоустанавливающих документах;

31) Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых - земли, под которыми разведаны месторождения полезных ископаемых, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики;

32) уполномоченный орган по реализации государственной политики по недропользованию - государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики и предоставляющий земельные участки для пользования недрами из земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых.

(В редакции Законов КР от 4 января 2001 года N 2, 9 июля 2003 года N 123, 20 января 2006 года N 7, 26 января 2009 года N 29, 22 июля 2011 года N 117, 7 мая 2012 года N 46, 9 августа 2012 года N 159, 14 июля 2014 года № 134)

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельные отношения в Кыргызской Республике регулируются Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Кодексом, законами Кыргызской Республики, а также издаваемыми в соответствии с ними указами Президента Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

2. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах и иных актах законодательства, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. В случае противоречия норм земельного права, содержащихся в нормативных правовых актах, положениям Земельного кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

4. Отношения по использованию и охране недр, лесных и водных ресурсов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 26 февраля 2007 года N 23)

Статья 3. Принципы земельного законодательства

Земельное законодательство Кыргызской Республики основывается на следующих принципах:

1) сохранения земли как природного объекта, основы жизни, развития и деятельности народа Кыргызской Республики;

2) обеспечения государственной и экологической безопасности;

3) формирования рынка земли и его эффективного функционирования;

4) соблюдения и защиты прав и законных интересов собственников земельных участков и землепользователей;

5) эффективного использования земель;

6) целевого использования земель;

7) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

8) доступности информации о правах на землю;

9) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

10) предотвращения причинения вреда земле или устранения его последствий;

11) платы за землю;

12) равенства всех форм собственности на землю.

Статья 4. Собственность на землю

1. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики земля находится в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

2. В государственной собственности находятся земли, предоставленные государственным землепользователям, земли лесного, водного фондов, земли особо охраняемых природных территорий, земли запаса, земли пограничной зоны, земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, пастбища при сельских населенных пунктах, пастбища в зоне интенсивного использования, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную и муниципальную собственность.

В государственной собственности находятся и земли государственных племенных, семеноводческих, экспериментальных хозяйств, опытных станций и полигонов, опорных пунктов учебных заведений и научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного профиля, образованных на землях Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, за исключением земель, предоставленных гражданам, проживающим и работающим в указанных хозяйствах, в качестве земельных долей.

Право государственной собственности на землю осуществляют Правительство Кыргызской Республики - на всей территории республики и местные государственные администрации в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом.

3. Земли в границах аильного аймака, города являются муниципальной собственностью, за исключением земель, находящихся в частной и государственной собственности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют:

- в границах аильного аймака - исполнительный орган местного самоуправления;

- в границах городов - органы местного самоуправления.

Управление землями в границах аильных аймаков и городов, находящихся в государственной собственности, органы местного самоуправления осуществляют в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

4. Пастбища не могут быть переданы в частную собственность или аренду.

(В редакции Законов КР от 4 июня 2005 года N 67, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79)

Статья 5. Право на земельный участок иностранных лиц

1. Иностранным лицам предоставление и передача в собственность сельскохозяйственных угодий не допускается, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Переход иностранному лицу земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке универсального правопреемства влечет последствия, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Иностранным лицам, иностранным юридическим лицам земельные участки в черте населенного пункта могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования или передаваться в собственность в случае обращения взыскания по ипотечному кредиту в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О залоге".

3. Иностранным лицам земельные участки вне населенных пунктов, за исключением сельскохозяйственных угодий и земель, предоставляемых для пользования недрами, могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования Правительством Кыргызской Республики. В остальных случаях земли вне населенных пунктов иностранным лицам предоставляются, передаются, переходят в порядке универсального правопреемства в срочное (временное) пользование.

Иностранным лицам земли для пользования недрами предоставляются во временное пользование в том же порядке, что и для недропользователей граждан Кыргызской Республики.

3-1. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, за исключением кайрылманов, не могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования земельные участки, находящиеся на приграничных территориях.

4. Иностранные банки и специализированные финансово-кредитные учреждения имеют право собственности на земли сельскохозяйственного назначения в течение трех лет в случаях обращения взыскания на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года N 126, 26 мая 2009 года N 171, 7 мая 2012 года N 46, 9 августа 2012 года N 159, 16 мая 2013 года N 73, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 6. Право на земельный участок как объект гражданских прав и сделки с ним

1. Земельный участок является особым объектом гражданских правоотношений и может быть предметом купли-продажи, дарения, мены, ипотеки и других сделок, а также переходить в порядке универсального правопреемства с ограничениями, установленными настоящим Кодексом.

2. Право на земельный участок может быть приобретаемым возмездно или безвозмездно.

3. Никто не может быть лишен права на земельный участок иначе как по основаниям, указанным в законе.

4. Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность собственников земельного участка и землепользователей по использованию земельных участков не допускается, за исключением случаев нарушения ими земельного законодательства.

(В редакции Закона КР от 11 мая 2002 года N 78)

Статья 7. Сроки пользования земельным участком землепользователями

1. Пользование земельным участком может быть бессрочным (без указания срока) или срочным (временным).

2. Срочным (временным) пользованием земельным участком, в том числе и на условиях договора аренды, признается пользование землей, ограниченное сроком до 50 лет. По истечении данного срока по согласованию сторон сроки пользования земельным участком могут быть продлены.

3. Иностранным лицам земельные участки предоставляются только в срочное (временное) пользование.

4. Земли сельскохозяйственного назначения из Государственного фонда сельскохозяйственных угодий предоставляются в аренду, как правило, на срок не менее 5 лет.

Статья 8. Земельный налог. Плата за пользование землей

(Название статьи в редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

1. Землепользование в Кыргызской Республике является платным для всех юридических и физических лиц, за исключением государственных и муниципальных землепользователей, финансируемых из бюджета и в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Плата за землю вносится в виде арендной платы за пользование землей, за исключением пастбищ. Земельный налог уплачивается в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

3. Арендная плата и порядок ее внесения за пользование земельным участком для землепользователя, получившего право пользования земельным участком на условиях аренды, за исключением пастбищ, устанавливается на основе договора.

Условия и порядок предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, в том числе определение предельной платы, устанавливаются первичными местными кенешами. При этом арендуемая земля не может быть передана в субаренду.

Типовое положение об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (без определения предельной платы за аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий) разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается Жогорку Кенешем.

См.:

Типовое положение об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, утвержденное постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 года N 1997-III

Предельный размер арендной платы за предоставление земель, за исключением сельскохозяйственных угодий, не должна превышать двойной ставки земельного налога.

4. При предоставлении на территории Кыргызской Республики земельных участков в пользование другому государству размер платы определяется межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой с этим государством. Межгосударственные договоры о предоставлении земельных участков в пользование подлежат ратификации Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

5. Земельный налог и арендная плата за пользование земельным участком, предоставленным уполномоченным органом, направляются на улучшение земель, повышение плодородия почв, проведение почвенных, геоботанических обследований и мониторинга земель и размещение хозяйствующих субъектов с организацией их территории в порядке землеустройства.

См. Временное положение о порядке расчета и взимания земельного налога за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения, утвержденное Постановлением Правительства КР от 27 января 2003 года N 29

(В редакции Законов КР от 4 января 2001 года N 3, 26 февраля 2007 года N 23, 17 октября 2008 года N 231, 22 июля 2011 года N 117, 9 августа 2012 года N 159)

Статья 9. Государственная регистрация прав на землю и сделок с ними

1. Сделки, совершаемые с правами на земельный участок, подлежат государственной регистрации и не требуют нотариального удостоверения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

2. Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат: возникновение прав на земельный участок, их передача, переход, ограничения, сервитут, ипотека и их прекращение. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

См. Практическое руководство по государственной регистрации прав и обременений (ограничений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено приказом Госрегистра КР от 27 июля 2005 года N 107)

Статья 10. Земельный фонд

Земельный фонд Кыргызской Республики включает в себя сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земельные угодья и в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса;

8) земли Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых.

(В редакции Законов КР от 9 августа 2012 года N 159, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 11. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую

1. Отнесение земель к категориям, указанным в статье 10 настоящего Кодекса, производится в соответствии с их основным целевым назначением в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Перевод земель из одной категории в другую производится в случае изменения основного целевого назначения земель.

2. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производятся уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Статья 12. Установление и изменение целевого назначения земель

1. Установление целевого использования земель производится специально уполномоченным государственным органом при предоставлении земельного участка в собственность или в пользование.

2. Изменение целевого назначения земель производится тем же органом с внесением соответствующих изменений в документы, удостоверяющие права на земельный участок.

3. Использование земельного участка не по целевому назначению не допускается.

Глава вторая
Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений

Статья 13. Компетенция айыл окмоту в сфере регулирования земельных отношений

(Название статьи в редакции Закона КР от 11 марта 2009 года N 79)

1. Ведению айыл окмоту в сфере регулирования земельных отношений соответственно подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование с ограничениями, установленными настоящим Кодексом;

2) предоставление в пользование пастбищ и установление порядка их использования;

3) организация землеустройства;

4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

5) проведение земельной реформы;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Управление землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий производятся айыл окмоту по согласованию с государственным органом, в ведении которого находится указанный Фонд.

3. Предоставление прав на земельные участки для застройки в границах сельских населенных пунктов производится только на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования в порядке, определенном настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 20 января 2006 года N 7, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 14. Компетенция мэрий городов в сфере регулирования земельных отношений

Ведению мэрий городов при регулировании земельных отношений соответственно подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование;

2) утверждение земельного и градостроительного кадастра, схем и проектов землеустройства;

3) разработка совместно с городским кенешем программ по рациональному использованию земель и их выполнение, разработка и ведение градостроительного кадастра;

4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

5) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Законов КР от 20 января 2006 года N 7, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 15. Компетенция районной государственной администрации в сфере регулирования земельных отношений

Ведению районной государственной администрации, за исключением районов города Бишкек, на землях района при регулировании земельных отношений подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование лицам с ограничениями, установленными настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики для земель особо охраняемых природных территорий и земель, указанных в статьях 13, 14 настоящего Кодекса;

2) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 января 2009 года N 29)

3) утверждение земельного кадастра, схем и проектов землеустройства на территории района;

4) установление скотопрогонных трасс районного значения, включая скотоостановочные площадки;

5) разработка совместно с местным кенешем программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и их выполнение;

6) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

7) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ, за исключением особо ценных земель;

8) проведение земельной реформы;

8-1) перевод менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные виды угодий, равноценных видов сельскохозяйственных угодий - из одного вида в другой;

9) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Законов КР от 26 января 2009 года N 29, 15 июля 2013 года N 143, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 16. Компетенция местного самоуправления города Бишкек и г.Ош в сфере регулирования земельных отношений

Ведению местного самоуправления города Бишкек и города Ош на городских землях при регулировании земельных отношений подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование в границах города производится в соответствии с генпланом города, проектом детальной планировки и застройки города;

2) утверждение земельного и градостроительного кадастра, схем и проектов землеустройства;

3) разработка совместно с Бишкекским городским и Ошским городским кенешами программ по рациональному использованию земель и их выполнение;

4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

5) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года N 67)

Статья 17. Компетенция областной государственной администрации в сфере регулирования земельных отношений

Ведению областной государственной администрации на землях в границах области подлежат:

1) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 января 2009 года N 29)

2) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

3) утверждение земельного кадастра, схем и проектов землеустройства;

4) установление скотопрогонных трасс межрайонного назначения, включая скотоостановочные площадки;

5) разработка и утверждение программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и их выполнение;

6) проведение земельной реформы;

7) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ на особо ценных землях;

8) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Законов КР от 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79)

Статья 18. Компетенция местных кенешей в сфере регулирования земельных отношений

(Название статьи в редакции Закона КР от 11 марта 2009 года N 79)

1. Городской кенеш города республиканского значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству, границам районов города, утверждает программы по рациональному использованию муниципальных земель, устанавливает правила землепользования и застройки города, утверждает проект детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Городской кенеш города областного и районного значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству города, утверждает программы по рациональному использованию муниципальных земель, устанавливает правила землепользования и застройки города, утверждает проекты детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Айылный кенеш с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству района, утверждает генеральные планы проектов застройки сельских населенных пунктов айылного аймака, определяет предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность физическим лицам, разрабатывает совместно с государственной администрацией района программы по рациональному использованию земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий.

4. Айылные кенеши устанавливают размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, утверждают земельный кадастр, устанавливают дифференцированные ставки налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом баллов бонитета почв в пределах общей суммы налога, установленного для айылного аймака, рассчитанного на базе утвержденной законодательством базовой ставки для соответствующего района, решают другие вопросы в области земельных отношений в пределах своей компетенции.

5. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 11 марта 2009 года N 79)

6. Налогообложение пастбищепользователей осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

7. Представительные органы местного самоуправления с учетом оптимальной нагрузки на единицу площади пастбищ, инфраструктуры, а также его продуктивности и отдаленности устанавливают размеры оплаты за пользование пастбищами для пастбищепользователей за поголовье скота.

(В редакции Законов КР от 11 мая 2002 года N 78, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 19. Компетенция специально уполномоченных государственных органов

1. Правительство Кыргызской Республики определяет специально уполномоченные государственные органы, которые осуществляют регулирование земельных отношений.

2. Специально уполномоченные государственные органы для выполнения возложенных на них задач по согласованию с местными органами государственной власти образуют в городах, районах, областях, городе Бишкек и городе Ош территориальные органы.

(В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года N 67)

Статья 19-1. Компетенция уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию в сфере регулирования земельных отношений

В компетенцию уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию входят:

1) ведение учета Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых;

2) предоставление в пользование земельных участков в границах земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых;

3) ведение земельного кадастра Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых; утверждение схем и проектов землеустройства земель под недропользование;

4) осуществление контроля над использованием и охраной земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых, над рекультивацией земельных участков при прекращении недропользования;

5) представление в Правительство Кыргызской Республики сведений о землях, подлежащих переводу в категорию земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Закона КР от 9 августа 2012 года N 159)

Статья 20. Компетенция Правительства Кыргызской Республики

В компетенцию Правительства Кыргызской Республики входят:

1) проведение единой государственной политики в сфере управления земельными ресурсами и регулирование земельных отношений;

2) распоряжение землями в границах Кыргызской Республики в межгосударственных и государственных целях по согласованию с местными кенешами;

3) заключение договора с другим государством о предоставлении земельных участков в срочное (временное) пользование;

4) организация проведения земельной реформы;

5) определение размера и порядка формирования Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;

6) установление нормативов потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в целях их возмещения;

7) утверждение республиканской и региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов;

8) установление порядка осуществления мониторинга земель, ведения земельного кадастра, организация землеустройства;

9) организация контроля за использованием и охраной земель;

10) установление границ особо охраняемых территорий и порядка их использования;

11) определение порядка изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд;

12) перевод более ценных сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, залежь, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения) в другие менее ценные виды угодий или другую категорию земель;

13) утверждение генерального плана города Бишкек и города Ош;

14) установление границ пригородной зоны города Бишкек и города Ош;

15) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правительство Кыргызской Республики через специально уполномоченные государственные органы осуществляет: ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, проведение землеустройства, оформление документов, удостоверяющих право на земельный участок, выдачу разрешений на проведение работ по землеустройству и решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений.

(В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года N 67)

Статья 21. Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сфере регулирования земельных отношений

В компетенцию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сфере регулирования земельных отношений входят:

1) разработка и совершенствование земельного законодательства;

2) ратификация межгосударственных договоров о предоставлении права землепользования в границах Кыргызской Республики;

3) установление и изменение границ административно-территориальных единиц;

4) решение других вопросов в области регулирования земельных отношений.

(В редакции Законов КР от 4 июня 2005 года N 67, 11 марта 2009 года N 79)

РАЗДЕЛ II
ПРАВО НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава третья
Право на земельный участок как объект гражданских прав и сделки с ним

§1. Общие положения

Статья 22. Возникновение права на земельный участок

Право на земельный участок возникает:

- при предоставлении права на земельный участок в порядке, установленном настоящим Кодексом;

- при передаче права на земельный участок на основе гражданско-правовых сделок;

- при переходе права на земельный участок в порядке универсального правопреемства;

- при иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Статья 23. Особенности правового положения государственных и муниципальных землепользователей

1. Государственные и муниципальные землепользователи осуществляют хозяйствование на земельном участке с учетом целевого назначения данного участка и уставных целей землепользователя.

2. Государственный и муниципальный землепользователь не вправе отчуждать, а также передавать в ипотеку принадлежащее ему право пользования земельным участком, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением либо залогом в установленном порядке расположенного на земельном участке здания и сооружения.

3. Земельный участок, находящийся в пользовании у государственного или муниципального землепользователя, не может быть предметом взыскания по искам кредиторов, включая банкротство землепользователя, за исключением случаев обращения взыскания на принадлежащие ему здания и сооружения (пункт 3 статьи 44 настоящего Кодекса).

4. В случае сдачи в аренду государственным или муниципальным землепользователем в установленном порядке принадлежащего ему здания и сооружения вместе с ним передается право пользования земельным участком, который закреплен за этим зданием и сооружением.

Передача в аренду другому лицу земельного участка, находящегося в пользовании у государственного или муниципального землепользователя, на котором расположены здание и сооружение, без соответствующей сдачи в аренду самого здания или сооружения не допускается.

5. Государственный и муниципальный землепользователь не вправе передавать во временное безвозмездное пользование находящийся в его пользовании земельный участок, кроме случаев предоставления служебного земельного надела.

Статья 24. Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственников и землепользователей

1. Право на земельный участок входит в состав имущества физических и юридических лиц, которым они отвечают по своим обязательствам, включая случаи признания банкротом.

2. На земельный участок, находящийся в собственности или в пользовании, может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Право собственности или право пользования земельным участком может быть прекращено, а удовлетворение требований кредиторов производится за счет средств, полученных от продажи права на земельный участок на открытых торгах.

3. Не может быть обращено взыскание на земельный участок, находящийся в пользовании у государственного и муниципального землепользователя, кроме случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

§2. Предоставление земельного участка

Статья 25. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование

1. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование физическим и юридическим лицам производится уполномоченным государственным органом на безвозмездной или возмездной основе в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Земельные участки предоставляются в бессрочное (без указания срока) пользование государственным и муниципальным землепользователям, имущество за которыми закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Иным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность или в срочное (временное) пользование.

См.:

письмо Комитета Жогорку Кенеша КР от 3 марта 2011 года N К-431 (О несоответствии текста статьи 25 Земельного кодекса Кыргызской Республики на государственном языке с текстом на официальном языке)

3. При предоставлении земельного участка в частную собственность или в пользование запрещается приступать к пользованию земельным участком до установления границ в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего права на земельный участок.

(В редакции Закона КР от 26 февраля 2007 года N 23)

Статья 26. Предоставление земельных участков для нужд сельского хозяйства

1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей.

2. Пригодность земель для нужд сельского хозяйства определяется по данным государственного земельного кадастра.

3. Деградированные земельные участки Государственного фонда сельскохозяйственных угодий могут предоставляться в аренду сельским товаропроизводителям, хозяйствующим субъектам в соответствии с положением, разрабатываемым Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 22 июля 2011 года N 117)

Статья 27. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд

1. Земельные участки для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, заправочных станций, хранилищ горюче-смазочных материалов, линий электропередач и магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, как правило, из земель несельскохозяйственного назначения или земель, не пригодных для сельского хозяйства.

2. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет непокрытых лесом площадей, кроме сельскохозяйственных угодий или площадей, занятых малоценными насаждениями.

3. Для строительства линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений отводятся участки, главным образом вдоль дорог существующих трасс, границ земельных участков, вдоль каналов ирригационной сети.

Статья 28. Предоставление земельных участков для пользования недрами

1. Предоставление прав пользования земельным участком из земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых производится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию.

2. Земельные участки под недропользование могут предоставляться только во временное пользование на срок действия права пользования недрами.

3. Границы и размеры земельного участка под недропользование определяются техническим проектом или технологической схемой отбора подземных вод.

4. В случае если на земельном участке будут найдены запасы полезных ископаемых, то Правительство Кыргызской Республики, по представлению уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию, принимает решение о переводе данных земель в категорию земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых.

5. Если земельный участок, на котором будут найдены месторождения полезных ископаемых, находится в собственности или в пользовании третьих лиц, то государство в случае принятия решения об их разработке и изъятии земельного участка обязано компенсировать понесенные собственником или землепользователем убытки или предоставить ему другой равноценный земельный участок.

(В редакции Закона КР от 9 августа 2012 года N 159)

Статья 28-1. Порядок предоставления земель под недропользование

1. Для получения права временного пользования земельным участком под недропользование лицо, имеющее право на пользование недрами, за исключением права на разработку месторождений полезных ископаемых, представляет владельцу земельных прав:

1) заявление;

2) графические материалы с координатами угловых точек горного и земельного отводов объекта недропользования;

3) в случае нарушения целостности земель - расчет возмещения потерь сельскохозяйственного производства лесного фонда.

2. Срок рассмотрения заявления и выдачи документа на право пользования земельным участком не может превышать 30 календарных дней, в течение которых владелец земельных прав обязан вынести решение о предоставлении земельного участка. Частные собственники земель могут предоставлять земельные участки недропользователю по соглашению.

3. В случае если испрашиваемый земельный участок отведен другому недропользователю, ранее получившему право пользования недрами, лицо, обладающее правом пользования недрами, обязано согласовать с владельцем земельных прав порядок пользования земельным участком согласно техническому проекту.

4. При передаче (уступке) права пользования недрами третьему лицу последнему переходят и права временного пользования земельным участком на дату осуществления передачи.

(В редакции Закона КР от 9 августа 2012 года N 159)

Статья 28-2. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых

1. Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и иных сопутствующих объектов до получения от уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию заключения о наличии или отсутствии полезных ископаемых в недрах под участками проектируемой застройки.

2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых на землях под недропользование, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с разработкой полезных ископаемых, допускается по согласованию с уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию в следующих исключительных случаях:

1) если расчетные деформации земной поверхности от будущей разработки не будут превышать допустимых значений для застраиваемого объекта;

2) если площадка для застраиваемого объекта выбрана над отработанными запасами полезных ископаемых.

(В редакции Закона КР от 9 августа 2012 года N 159)

Статья 28-3. Пользование земельным участком при геологическом изучении недр

1. В случае геологического изучения недр (поиски, разведка месторождений полезных ископаемых и другие проектно-изыскательские работы) отчуждение земельного участка не производится, а недропользователю предоставляется письменное согласие местной государственной администрации или органа местного самоуправления на временное пользование земельным участком.

2. В случае геологического изучения недр с нарушением целостности земной поверхности (разведка полезных ископаемых и другие проектно-изыскательские работы) отчуждение земельного участка не производится, а недропользователю предоставляется письменное согласие местной государственной администрации или органа местного самоуправления на временное пользование земельным участком с обязательной оплатой за нарушение целостности земной поверхности и последующей рекультивацией земельного участка.

3. Согласие на предоставление земельного участка не является сделкой по аренде земельного участка, плата за его предоставление с недропользователя не взимается.

4. Земли, по которым было дано согласие на проведение геологического изучения недр, могут быть использованы собственником земельных прав для сельскохозяйственных и иных нужд.

(В редакции Закона КР от 9 августа 2012 года N 159)

Статья 29. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование на торгах

1. Уполномоченный государственный орган и исполнительный орган местного самоуправления предоставляют земельный участок в собственность или в пользование путем продажи на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи и статьей 32 настоящего Кодекса. Стартовой стоимостью земельного участка, выставляемого на торги, является рыночная стоимость земли.

См. Порядок определения стоимостной оценки (нормативной цены) земли сельскохозяйственного назначения, утвержденный постановлением Правительства КР от 4 февраля 2002 года N 47

2. Порядок проведения торгов определяется специально уполномоченным государственным органом в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

3. Торги по продаже земельного участка в собственность или в пользование проводятся открыто.

См. Типовое положение о порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки в населенных пунктах, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 февраля 2004 года N 57

4. Правительство Кыргызской Республики в исключительных случаях для государственных и общественных нужд имеет право изъять земельный участок после объявления торгов и в момент их проведения.

5. Допускается предоставление земельных участков в населенном пункте на условиях аренды без проведения торгов в соответствии с типовым положением, принимаемым Правительством Кыргызской Республики.

6. Допускается предоставление земельного  участка  в  пользование частным партнерам в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве без проведения торгов в  порядке,  определяемом  Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 23 июня 2004 года N 77, 26 февраля 2007 года N 23, 11 марта 2009 года N 79, 26 мая 2009 года N 171, 15 ноября 2013 года N 201, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 30. Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

1. Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину Кыргызской Республики, определяются местным кенешем с учетом наличия свободных земель и обеспеченности сельского населения сельскохозяйственными угодьями (пашня, залежь, сенокосы, земли, занятые многолетними насаждениями).

2. При предоставлении в собственность или в пользование земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право имеют граждане Кыргызской Республики, проживающие на территории данного аильного аймака, а также имеющие земельные участки (орошаемые пашни) менее 0,10 га на одного члена семьи и проживающие в высокогорных и отдаленных районах.

3. Земли, расположенные в приграничных зонах Кыргызской Республики, могут предоставляться гражданам Кыргызской Республики в частную собственность в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 января 2009 года N 29)

См. Положение о порядке предоставления в аренду и использования пастбищ, утвержденное постановлением Правительства КР от 4 июня 2002 года N 360

5. Участки сенокосов, вкрапленные, вклинившиеся в пахотные земли и в земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в собственность.

См. также Закон КР "Об управлении землями сельскохозяйственного назначения" от 11 января 2001 года N 4

(В редакции Законов КР от 11 мая 2002 года N 78, 28 февраля 2005 года N 40, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79, 6 мая 2013 года N 65, 18 июля 2014 года N 144)

Статья 31. Документы, удостоверяющие права на земельный участок

1. При предоставлении земельного участка в собственность или пользование уполномоченным органом документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:

- при частной собственности на земельный участок и бессрочном (без указания срока) пользовании земельным участком им - государственный акт о праве частной собственности на земельный участок и бессрочного (без указания срока) пользования земельным участком;

- при срочном (временном) землепользовании - удостоверение на право временного пользования земельным участком или договор аренды;

- при предоставлении земельной доли - свидетельство о праве частной собственности на земельный участок.

Формы указанных документов утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Формы документов, удостоверяющих право на земельный участок, утверждены постановлением Правительства КР от 3 июля 2002 года N 457

2. В документе, удостоверяющем право на земельный участок, указывается целевое использование земель.

3. Одновременно с документом, удостоверяющим право на земельный участок, по желанию собственника земельного участка или землепользователя может выдаваться сертификат качества для земель сельскохозяйственного назначения.

4. Уполномоченный орган направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок в государственный орган по регистрации прав на недвижимость и несет ответственность за их представление.

См. также Инструкцию о порядке составления и выдачи документов, удостоверяющих права на земельный участок, утвержденную приказом Госрегистра прав на недвижимое имущество при Правительстве КР от 10 августа 2000 года N 61

Статья 32. Безвозмездное предоставление земельного участка в собственность или в пользование

1. Земельный участок предоставляется в собственность гражданам Кыргызской Республики уполномоченным органом безвозмездно один раз на всей территории Кыргызской Республики: для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства по установленным нормам, а также гражданам Кыргызской Республики, имеющим право на земельную долю в размере, определенном Правительством Кыргызской Республики.

2. Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья, за исключением пастбищ, могут быть предоставлены гражданам Кыргызской Республики в собственность уполномоченным органом безвозмездно для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

См.:

постановление Правительства КР от 17 июня 2008 года N 306 "Об утверждении Положения о порядке предоставления малопродуктивных сельскохозяйственных угодий для освоения и ведения сельскохозяйственного производства"

3. Земельные участки для целей, указанных в пункте 2 статьи 73 настоящего Кодекса, предоставляются безвозмездно один раз.

4. Государственным и муниципальным землепользователям земельные участки предоставляются в пользование безвозмездно, а иным юридическим лицам Кыргызской Республики земельные участки могут предоставляться в пользование безвозмездно уполномоченным органом для следующих целей: для государственных и общественных нужд, промышленного производства, для нужд обороны, водного хозяйства, транспорта, энергетики, связи и иного назначения, строительства государственных жилых домов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, для других целей, установленных законами Кыргызской Республики.

5. Нормы земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства устанавливаются на соответствующей территории уполномоченными органами.

6. Земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд.

7. Граждане Кыргызской Республики, имеющие право на безвозмездное получение земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, могут реализовать данные права путем создания жилищно-строительных кооперативов. В этом случае земельные участки для строительства многоквартирного дома жилищно-строительными кооперативами предоставляются уполномоченным органом безвозмездно, при наличии свободных земель.

См.:

постановление Жогорку Кенеша КР от 17 апреля 2008 года N 326-IV "Об утверждении Положения о порядке организации жилищно-строительных кооперативов и предоставления им земельных участков"

Положение о порядке организации жилищно-строительных кооперативов и предоставления им уполномоченным органом земельных участков разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 9 июля 2003 года N 123, 28 декабря 2006 года N 217, 26 января 2009 года N 29, 14 июля 2014 года № 134)

Статья 33. Порядок безвозмездного предоставления земельных участков в собственность гражданам Кыргызской Республики

1. Граждане Кыргызской Республики, нуждающиеся в безвозмездном получении земельного участка, в случаях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса, подают об этом заявление в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка.

2. Заявление гражданина Кыргызской Республики о безвозмездном предоставлении земельного участка рассматривается уполномоченным органом и предоставление производится в порядке очередности.

3. Предоставление земельного участка безвозмездно в собственность гражданам Кыргызской Республики производится при наличии свободных земель.

Статья 34. Порядок безвозмездного предоставления земельного участка в пользование

1. Государственные и муниципальные землепользователи и другие юридические лица Кыргызской Республики, имеющие право на безвозмездное получение земельного участка в пользование, возбуждают об этом ходатайства перед соответствующим уполномоченным органом по месту нахождения этого участка.

2. В ходатайстве о предоставлении земельного участка указывается цель, для которой он необходим, размеры, место расположения участка с приложением документов, подтверждающих необходимость предоставления участка, а также предполагаемый срок его использования.

3. Ходатайства о безвозмездном предоставлении земельных участков в пользование рассматриваются и решаются по существу уполномоченным органом в срок до трех месяцев с момента их поступления.

§3. Передача земельного участка

Статья 35. Передача земельного участка. Плата за передачу земельного участка

1. Собственник земельного участка или землепользователь вправе передавать принадлежащее ему право на земельный участок полностью или в части другому физическому или юридическому лицу без какого-либо разрешения государственных органов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законодательными актами Кыргызской Республики, условиями предоставления земельного участка.

2. При передаче права на земельный участок собственником или землепользователем другому физическому или юридическому лицу размер платы за земельный участок определяется соглашением сторон.

3. Совершение сделок с частью земельного участка производится после выделения этой части в установленном порядке в самостоятельный земельный участок с последующей государственной регистрацией.

4. Земельный участок, находящийся в пользовании, может переходить по гражданско-правовой сделке:

находящийся в бессрочном (без указания срока) пользовании - в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

находящийся в срочном (временном) пользовании - на оставшийся срок срочного (временного) пользования.

5. При передаче права на земельный участок сведения о новом собственнике или землепользователе указываются в документе, удостоверяющем право на земельный участок, без замены этого документа.

(В редакции Закона КР от 28 декабря 2000 года N 93)

Статья 36. Формы хозяйствования на землях сельскохозяйственного назначения

Собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения вправе создавать коллективные и другие формы хозяйствования на земле, основанные на совместной собственности (крестьянские (фермерские) хозяйства), а также объединяться в кооперативы сельскохозяйственного направления и создавать простые товарищества, передавая кооперативу или простому товариществу в пользование свой земельный участок, находящийся в собственности. Волеизъявление собственника земельного участка о передаче своей земельной собственности в пользование осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме.

§4. Переход права на земельный участок в порядке универсального правопреемства

Статья 37. Переход права на земельный участок в порядке универсального правопреемства

1. Право на земельный участок может свободно переходить от одного физического и юридического лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация) в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

2. Если наследником сельскохозяйственных угодий является иностранное лицо, оно обязано в течение одного года с момента возникновения права на земельный участок произвести его отчуждение гражданину Кыргызской Республики.

3. В случае, когда иностранным лицом не произведено отчуждение права на земельный участок, перешедшего по наследству в сроки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, отчуждение производится в порядке, предусмотренном статьей 283 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

§5. Ипотека права на земельный участок

Статья 38. Предмет ипотеки

1. Предметом ипотеки может быть право на земельный участок.

2. Отношения по ипотеке права на земельный участок регулируется законом о залоге с особенностями, установленными настоящим Кодексом и законом об управлении землями сельскохозяйственного назначения.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года N 126)

Статья 39. Ограничения ипотеки права на земельный участок

1. Ипотека права на земельный участок не допускается в случаях, когда совершение сделок в отношении права на земельный участок запрещено.

2. Не допускается ипотека права на часть земельного участка, если эта часть не выделена в самостоятельный земельный участок.

Статья 40. Ипотека права на земельный участок, на котором имеются здания и сооружения

1. В случае, если на земельном участке находятся здания и сооружения, ипотека права на земельный участок должна одновременно сопровождаться ипотекой указанных зданий и сооружений, если иное не установлено законом.

2. Часть земельного участка, занятая зданием и сооружением и необходимая для их использования, может быть выделена в самостоятельный земельный участок и не являться предметом ипотеки.

3. Если на земельном участке расположены здания и сооружения, находящиеся в общей собственности, ипотека части здания и сооружения означает, что одновременно передается в ипотеку доля залогодателя в земельном участке, находящемся в общем пользовании или в общей (совместной, долевой) собственности.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года N 126)

Глава четвертая
Общее пользование земельным участком

Статья 41. Делимые и неделимые земельные участки

1. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.

2. Неделимость земельного участка отражается в документе, удостоверяющем право на земельный участок.

Статья 42. Общая собственность (совместная, долевая) на земельный участок или общее (совместное, долевое) пользование земельным участком

1. Земельный участок, закрепленный за двумя и более лицами в частной собственности или на праве пользования, принадлежит им на праве общей собственности (совместной, долевой) или общего (совместного, долевого) пользования.

2. Земельный участок, закрепленный на праве частной собственности или пользования, может находиться в общей собственности или в пользовании, с определением доли или без определения доли.

Статья 43. Недопустимость раздела земельного участка, признанного законодательством неделимым

1. Если в соответствии с законодательством земельный участок признан неделимым, его раздел и выдел из него земельной доли в натуре не допускаются.

2. Если выдел доли в натуре не допускается, выделяющийся участник имеет право на выплату ему стоимости его доли.

Глава пятая
Здания, сооружения и право на земельный участок

Статья 44. Взаимосвязь между зданием и сооружением и земельным участком

1. Здание и сооружение неотделимы от права на земельный участок, закрепленного за этим зданием и сооружением.

2. Собственник здания и сооружения имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этим зданием и сооружением по своему усмотрению, в том числе и сносить их, если это не противоречит условиям пользования земельным участком, положениям законодательства.

3. При передаче, переходе, ипотеке права собственности на здание и сооружение или их части к другому лицу, оно приобретает право на земельный участок, закрепленный за этим зданием и сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник здания и сооружения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 45. Здания и сооружения, находящиеся в общей собственности и право на земельный участок

В случае, если здание и сооружение находится в общей собственности, право на участок земли, на котором находится здание и сооружение, принадлежит собственникам здания и сооружения на праве общей собственности или общего пользования земельным участком.

Статья 46. Право на земельный участок при доме, в котором находятся несколько квартир и (или) нежилых помещений

1. Земельный участок при доме, в котором находятся несколько квартир и (или) нежилых помещений (многоквартирный дом), является неделимым и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир и (или) нежилых помещений.

Передача, переход, ипотека права собственности на квартиру и (или) нежилое помещение без передачи, перехода, ипотеки доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также передача, переход, ипотека этой доли отдельно от права собственности на квартиру и (или) нежилое помещение не допускаются.

2. Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежит изъятию для государственных и общественных нужд.

(В редакции Законов КР от 9 июля 2003 года N 123, 9 июля 2013 года N 120)

См.: Временное положение о порядке определения и оформления границ земельного участка при многоквартирном жилом доме (утверждено постановлением Правительства КР от 15 февраля 2011 года N 50)

Статья 47. Здание и сооружение при прекращении права на земельный участок

При прекращении права на земельный участок судьба здания и сооружения, оставшегося на земельном участке, определяется его собственником.

Статья 48. Сохранение права на земельный участок при разрушении здания и сооружения

Разрушение здания и сооружения вследствие пожара, стихийных бедствий, ветхости и по иным причинам не является основанием для прекращения права на земельный участок.

Глава шестая
Права и обязанности собственников земельных участков и землепользователей. Права граждан Кыргызской Республики и их объединений по охране и контролю за использованием земельных участков

Статья 49. Права собственника земельного участка и землепользователя

1. Собственник земельного участка и землепользователь, если иное не предусмотрено законом, документами, удостоверяющими право на земельный участок, или договором, имеет право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее по целевому назначению;

2) пресекать любые попытки нарушения права на земельный участок, вторжения на земельный участок помимо его воли;

3) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, на произведенную сельскохозяйственную и иную культуру, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;

4) использовать в установленном порядке находящиеся на земельном участке мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, имеющих выход на дневную (земную) поверхность, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

5) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

6) в установленном порядке возводить здания и сооружения, не противоречащие целевому назначению земельного участка, с соблюдением архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов);

7) проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

8) совершать гражданско-правовые сделки с правом на земельный участок с ограничениями, установленными настоящим Кодексом и Законом Кыргызской Республики "Об управлении землями сельскохозяйственного назначения";

9) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года N 126)






Все права защищены, Copyright 2017
Нотариальная Палата
Кыргызской Республики
E-mail

Web site

Общественное объединение

Not-palata@yandex.com

http://www.not-palata.kg

"Нотариальная Палата
Кыргызской Республики"

Контакты:


Адрес:
+996 312 654621
+996 312 343527
+996 555 024823

720010, Кыргызская Республика,
г. Бишкек ул. Токтогула, 230