Мы в соцсетях

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 9 июля 2013 года N 118

О введении в действие Жилищного кодекса Кыргызской Республики

Статья 1.

Ввести в действие Жилищный кодекс Кыргызской Республики со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 2.

С введением в действие Жилищного кодекса Кыргызской Республики признать утратившими силу:

1) Жилищный кодекс Киргизской ССР от 20 мая 1983 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1983 г., N 10, ст.73);

2) Закон Киргизской ССР "Об утверждении Жилищного кодекса Киргизской ССР" N 4757-X от 20 мая 1983 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1983 г., N 10, ст.73);

3) Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Киргизской ССР" N 6896-X от 28 февраля 1985 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1985 г., N 5, ст.36);

4) Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР "О дополнении статьи 23 Жилищного кодекса Киргизской ССР" N 1069-XI от 1 июля 1986 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1986 г., N 12 (872), ст.112);

5) Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР "О внесении дополнения в статью 45 Жилищного кодекса Киргизской ССР" N 1477-XI от 29 июня 1987 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1987 г., N 13 (897), ст.128);

6) Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР "О дополнении статьи 4 Жилищного кодекса Киргизской ССР" N 2075-XI от 1 марта 1989 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1989 г., N 5 (937);

7) Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Киргизской ССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" N 155-XII от 20 августа 1990 года (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1990 г., N 14, ст.193);

8) Закон Республики Кыргызстан "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Кыргызстан" N 772-XII от 29 февраля 1992 года (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., N 3, ст.87);

9) постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О введении в действие Закона Республики Кыргызстан "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Кыргызстан" N 773-XII от 29 февраля 1992 года (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., N 3, ст.88);

10) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Кыргызстан" N 919-XII от 29 июня 1992 года;

11) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики" N 1225-XII от 7 мая 1993 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993 г., N 6, ст.168);

12) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики" N 1364-XII от 11 января 1994 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 1, ст.5);

13) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики" N 12-1 от 23 июня и 28 июля 1995 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., N 8 (1042), ст.330);

14) постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О введении в действие Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики" N 13-I от 23 июня и 28 июля 1995 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., N 8 (1042), ст.331);

15) Закон Кыргызской Республики "О толковании статей 29, 113, 114 Жилищного кодекса Кыргызской Республики" N 16 от 11 марта 1998 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., N 4 (1074), ст.117);

16) Закон Республики Кыргызстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан" N 681-XII от 20 декабря 1991 года (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., N 22, ст.692);

17) постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О введении в действие Закона Республики Кыргызстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан" N 682-XII от 20 декабря 1991 года (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., N 22, ст.693);

18) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Республики Кыргызстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан" N 990-XII от 4 июля 1992 года;

19) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 1555-XII от 28 мая 1994 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 6, ст.198);

20) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 14-I от 23 июня и 29 июля 1995 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., N 8 (1042), ст.332);

21) постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О введении в действие Закона Республики Кыргызстан "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан" N 15-I от 23 июня и 29 июля 1995 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., N 8 (1042), ст.333);

22) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" N 32 от 28 июня 1996 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., N 7, ст.99);

23) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменения в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 107 от 21 июня 2002 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., N 8, ст.372);

24) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 108 от 21 июня 2003 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 10, ст.418);

25) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 75 от 8 июня 2005 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., N 9 (1163), ст.633);

26) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Республики Кыргызстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан" N 234 от 23 октября 2008 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 8, ст.926);

27) статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" N 284 от 22 октября 2009 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., N 9, ст.871);

28) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике" N 118 от 22 июля 2011 года (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., N 7, ст.1021).

Статья 3.

1. До приведения законодательства Кыргызской Республики в соответствие с Жилищным кодексом Кыргызской Республики законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие жилищные отношения, применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу Кыргызской Республики.

2. Жилищный кодекс Кыргызской Республики применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По жилищным правоотношениям, возникшим до введения его в действие, Жилищный кодекс Кыргызской Республики применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Статья 4.

Граждане, принятые на учет по улучшению жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса Кыргызской Республики, для последующего предоставления им жилых помещений сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений в порядке, установленном Жилищным кодексом Кыргызской Республики. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Кыргызской Республики.

Статья 5.

Со дня вступления в силу Жилищного кодекса Кыргызской Республики граждане, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда, обязаны в течение шести месяцев заключить договоры имущественного найма на условиях и в порядке, установленных жилищным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 6.

1. Границы придомовых земельных участков многоквартирных домов определяются на основании актов об отводе земельного участка под строительство дома.

В случае отсутствия акта об отводе земельного участка под строительство дома границы придомового земельного участка определяются на основании проекта границ придомового земельного участка.

2. Проекты границ придомового земельного участка разрабатываются уполномоченным государственным органом по архитектуре и строительству и утверждаются общими собраниями собственников помещений многоквартирных домов. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома правомочно при условии участия на собрании большинства собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

3. Проекты границ придомового земельного участка размещаются в доступном общественном месте для ознакомления собственников помещений и получения их замечаний и предложений в течение одного месяца с момента размещения проекта.

4. При исчислении размеров площади придомового земельного участка многоквартирного дома не учитываются размеры земельного участка под домом. При этом учитывается количество жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

5. Для группы многоквартирных домов одинаковой этажности, расположенных фасадными, тыльными или торцевыми сторонами друг к другу, границы их придомовых земельных участков определяются по срединной линии в соответствии с градостроительными нормами и с учетом сложившейся градостроительной ситуации.

Для группы многоквартирных домов разной этажности, расположенных фасадными, тыльными или торцевыми сторонами друг к другу, границы между их придомовыми земельными участками принимаются методом интерполяции, исходя из расчетных размеров площадей придомовых земельных участков.

Для группы многоквартирных домов, расположенных фасадной и тыльной сторонами друг к другу, границы их придомовых земельных участков определяются таким образом, чтобы организовать дворовое пространство с элементами обустройства в соответствии с градостроительными нормами для многоквартирного дома, расположенного фасадной стороной, и озелененное пространство вдоль многоквартирного дома, расположенного тыльной стороной.

Минимальные размеры озелененного пространства с тыльной стороны многоквартирного дома устанавливаются с учетом фактической ситуации, но не менее 1/2 высоты здания для многоквартирных домов до 3 этажей и 1/3 высоты здания для многоквартирных домов 4 этажей и более.

Для группы многоквартирных домов, расположенных фасадной стороной одного дома к торцевой стороне другого дома без примыкания друг к другу, границы их придомовых земельных участков определяются таким образом, чтобы у многоквартирного дома, расположенного фасадной стороной, был организован проезд с тротуаром (или совмещенный с тротуаром) и газоном в соответствии с градостроительными нормами, а в границы придомового земельного участка другого многоквартирного дома, расположенного торцевой стороной, была включена полоса для озеленения со стороны торца дома шириной в зависимости от сложившейся градостроительной ситуации и с учетом существующего обустройства земельных участков.

Для группы многоквартирных домов, расположенных тыльной стороной одного многоквартирного дома к торцевой стороне другого многоквартирного дома без примыкания друг к другу, границы их придомовых земельных участков определяются с учетом градостроительной ситуации и должны составлять не менее 1/2 высоты здания для многоквартирных домов до 3 этажей и 1/3 высоты здания для многоквартирных домов 4 этажей и более со стороны каждого многоквартирного дома.

6. Определение границ придомового земельного участка в многоквартирном доме осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

7. Для разрешения спорных ситуаций по определению границ придомовых земельных участков органом местного самоуправления создается согласительная комиссия. В состав согласительной комиссии входят депутаты местного кенеша, представители исполнительного органа местного самоуправления, собственников помещений, а также специалисты.

Порядок работы согласительной комиссии определяется органом местного самоуправления.

8. На основании проекта границ придомового земельного участка уполномоченный государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество осуществляет вынос границ в натуру (закрепление на местности), регистрирует права на земельный участок и выдает правоудостоверяющие документы на придомовой земельный участок в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7.

Поручить Правительству Кыргызской Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу Жилищного кодекса Кыргызской Республики:

1) привести в соответствие с Жилищным кодексом Кыргызской Республики свои нормативные правовые акты;

2) подготовить и внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения о внесении изменений и (или) дополнений в законодательство Кыргызской Республики в связи с принятием Жилищного кодекса Кыргызской Республики;

3) принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Жилищного кодекса Кыргызской Республики.

Статья 8.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 12 июля 2013 года N 58

Президент Кыргызской Республики

А.Атамбаев

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

30 мая 2013 года

 

 

 

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 9 июля 2013 года N 117

(Введен в действие Законом КР от 9 июля 2013 года N 118)

Раздел I
Общие положения

Глава 1
Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные термины и определения

Временные жильцы - граждане, которым собственник жилого помещения предоставляет право срочного проживания в жилом помещении без взимания с них платы в домах государственного и муниципального жилищного фондов;

военный городок - комплекс зданий и сооружений, расположенный на одном земельном участке и используемый для расквартирования воинской части (учреждения) и размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов;

жилая площадь жилого помещения - сумма площадей жилых комнат в жилом помещении, исчисляемая в квадратных метрах;

жилое помещение - отдельная единица жилищного фонда (индивидуальный жилой дом; часть индивидуального жилого дома; квартира в многоквартирном доме; коммунальная квартира; комната в коммунальной квартире; комната в домах специализированного жилищного фонда; жилой дом передвижного жилищного фонда), предназначенная и используемая для постоянного или временного проживания, отвечающая установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики;

жилое помещение служебное (служебное жилое помещение) - жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, находящееся в ведении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления и предназначенное для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений, а также с прохождением военной или иной службы, должны проживать по месту работы или вблизи от нее;

жилищный фонд - совокупность жилых помещений на территории Кыргызской Республики, независимо от формы собственности;

жилищный фонд специализированный (специализированный жилищный фонд) - совокупность жилых помещений, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, предназначенных для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

жилищный фонд передвижной (передвижной жилищный фонд) - совокупность жилых помещений, находящихся в государственной собственности, предназначенных для граждан, утративших право собственности на свои жилые помещения в результате действий непреодолимой силы (стихийных и военных действий);

индивидуальный жилой дом - индивидуально-определенное жилое здание, построенное на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, используемое его собственниками или пользователями для проживания;

индивидуальный жилищный фонд - совокупность индивидуальных жилых домов;

капитальный ремонт - комплекс работ, выполняемых с целью устранения физического и морального износа строительных конструкций и систем инженерного оборудования жилого здания, а также поддержания его эксплуатационных показателей и функционального назначения;

квартира в многоквартирном доме - жилое помещение в многоквартирном доме, состоящее из одной или нескольких жилых комнат, а также подсобных помещений (кухня, туалет, ванная и другие помещения), предназначенных для удовлетворения гражданами нужд, связанных с их проживанием;

коммунальная квартира - квартира, комнаты в которой принадлежат нескольким собственникам, а вспомогательные и подсобные помещения являются общей долевой собственностью собственников комнат;

комната в коммунальной квартире - жилое помещение в коммунальной квартире, предназначенное для использования в качестве проживания граждан;

коммунальные услуги - услуги, которые обеспечивают необходимую благоустроенность жилых помещений применительно к условиям соответствующего населенного пункта, качество которых соответствует установленным санитарным и техническим требованиям;

многоквартирный дом - жилое здание, имеющее две и более квартир, а также вспомогательные помещения общего пользования (места общего пользования);

оборудование связи - технические средства для направления, коммутации или передачи сообщений электросвязи, включая голосовые, звуковые, визуальные сообщения, передачу данных и изображения, а также любых элементов таких сообщений;

общее имущество собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - помещения, внутридомовые сети и инженерное оборудование, в том числе оборудование связи, обслуживающие более одного собственника (подъезды, вестибюли, межквартирные лестничные клетки и площадки, лестницы, вентиляционные и лифтовые шахты, внеквартирные коридоры, коридоры, сушилки, прачечные, кладовые, чердак, технические этажи, подвалы, переходные шлюзы, мусорокамеры, мусоропроводы, крыша (кровля), строительные конструкции здания, другие подсобные помещения, а также придомовые земельные участки;

общая площадь жилого помещения - сумма жилой и нежилой площадей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас;

общая площадь многоквартирного дома - сумма общих площадей квартир, помещений общего пользования и нежилых помещений;

переустройство помещений - комплекс строительно-монтажных работ по установке, замене или переносу инженерных сетей и оборудования (санитарно-технического, электрического и другого), строительных конструкций здания или помещения, в результате выполнения которого изменяется функциональное назначение помещения, его объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные, включая инженерное оборудование, решения, а также план помещения;

право на достаточное жилое помещение - гарантированное государством право граждан на жилое помещение, пригодное для проживания, доступное к социальной инфраструктуре, доступное для приобретения, а также сохранности прав на его использование;

придомовой земельный участок (земельный участок при многоквартирном доме) - участок, включающий в себя территорию, прилегающую к дому, включая зеленые насаждения, внутридворовые ирригационные сети (за исключением магистральных и подающих каналов) и сети наружного освещения, хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов, и другие участки, границы которых определяются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

текущий ремонт - комплекс работ, выполняемый с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций жилого здания и его систем, внутридомовых сетей и инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей;

техническое обслуживание жилого здания - комплекс мероприятий, связанных с управлением процессами эксплуатации зданий, включает контроль технического состояния здания путем общих и частичных осмотров, поддержание работоспособности и исправности его конструктивных элементов и инженерных систем, их наладку и регулирование, подготовку к сезонной эксплуатации объекта в целом, его элементов и систем, обеспечение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории;

техническая паспортизация - оформление технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях;

сервитут жилого помещения - установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования жилым помещением и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств, право ограниченного совместного пользования имуществом;

специализированная организация - юридическое лицо, независимо от формы собственности, осуществляющее техническое обслуживание жилого здания;

снабжающая организация - юридическое лицо, предоставляющее товары и коммунальные услуги собственникам жилых и нежилых помещений на основе договоров;

строительная конструкция - часть жилого здания, выполняющая несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса

1. Жилищное законодательство основывается на Конституции и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих жилищные отношения, в том числе и по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управление многоквартирными домами;

9) порядка оплаты поставляемых товаров и коммунальных услуг, в результате использования жилых помещений;

10) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

11) осуществления государственного жилищного надзора.

Нормы жилищного права, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречия норм жилищного права, содержащихся в других законах и иных нормативных правовых актах, нормам настоящего Кодекса применяются нормы настоящего Кодекса.

2. К жилищным отношениям, связанным со строительством, ремонтом и переустройством жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением и оплатой коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство coгласно требованиям, установленным настоящим Кодексом.

3. Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на следующих принципах:

1) обеспечение безопасности эксплуатации жилищного фонда;

2) соблюдение и защита прав и законных интересов собственников жилого помещения;

3) эффективное использование жилищного фонда;

4) целевое использование жилищного фонда;

5) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав;

6) доступность информации о правах на жилое помещение;

7) неприкосновенность жилого помещения;

8) равенство всех форм собственности на жилое помещение;

9) обеспечение участия граждан во всех процессах принятия решения, которые оказывают влияние на реализацию права на достаточное жилое помещение.

2. Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Статья 4. Объекты жилищных прав

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения, требования к которым устанавливаются настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

2. Минимальные требования к строительству и безопасности эксплуатации жилых помещений устанавливаются соответствующими техническими регламентами.

3. Жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Запрещается предоставление, передача жилых помещений в многоквартирном доме для целей промышленного характера, использования их в качестве мест торговли, размещения организаций сферы обслуживания, в том числе и гостиниц, а также для любых других целей, кроме проживания.

4. Пользование и эксплуатация жилого помещения осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством.

5. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством. Исключение из жилищного фонда жилых помещений, непригодных для проживания, производится в порядке, установленном Правительством.

Статья 5. Жилищный фонд

1. Жилые помещения, находящиеся на территории Кыргызской Республики, образуют жилищный фонд, который может находиться в государственной (ведомственной), муниципальной, частной и иной форме собственности.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для размещения учреждений и предприятий общественного назначения с учетом разрешенных видов использования.

2. Жилищный фонд в зависимости от цели использования и характера строения подразделяется на:

1) жилищный фонд в многоквартирных домах;

2) индивидуальный жилищный фонд;

3) специализированный жилищный фонд;

4) передвижной жилищный фонд.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создать условия для реализации гражданами права на достаточное жилое помещение через:

1) поддержку жилищно-строительных кооперативов;

2) предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда гражданам Кыргызской Республики, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

3) развитие специализированного жилищного фонда;

4) стимулирование строительства жилых помещений;

5) развитие ипотечного жилищного строительства;

6) строительство и развитие социальной инфраструктуры;

7) установление норм и требований (стандартов) к жилому помещению;

8) обеспечение защиты и сохранности прав на жилое помещение.

4. Непригодные для проживания жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо сносятся по решению собственника жилых помещений или уполномоченного им органа в порядке, установленном законодательством.

Статья 6. Государственный учет использования и сохранности жилищного фонда

1. Государственный учет использования и сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности, а также соответствия жилых помещений установленным требованиям осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

2. Государственный учет жилищного фонда предусматривает своевременное проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным законом требованиям.

3. Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда устанавливается Правительством.

Статья 7. Субъекты жилищных правоотношений

1. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица Кыргызской Республики, иностранные юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, юридические лица Кыргызской Республики и иностранные юридические лица вправе осуществлять строительство жилых помещений, приобретать их и распоряжаться ими в порядке, установленном законодательством.

3. Граждане Кыргызской Республики вправе приобретать жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 8. Государственная регистрация прав на жилые помещения

Право собственности и иные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Страхование жилых помещений

Собственники жилых помещений вправе осуществлять страхование жилых помещений на основании и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Глава 2
Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования жилищных отношений

Статья 10. Компетенция Правительства

В компетенцию Правительства входят:

1) проведение единой государственной политики в сфере жилищных отношений;

2) содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилом помещении;

3) использование бюджетных и иных, не запрещенных законом, источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий или льготного кредитования для приобретения или строительства жилых помещений;

4) утверждение программы стимулирования жилищного строительства;

5) установление порядка государственного учета жилищного фонда;

6) утверждение правил пользования жилыми помещениями;

7) социальная защита граждан и утверждение государственных стандартов на жилое помещение;

8) организация проведения жилищной реформы;

9) определение порядка предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда для отдельных категорий граждан;

10) определение порядка предоставления жилых помещений передвижного жилищного фонда;

11) обеспечение условий для контроля исполнения жилищного законодательства, использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

12) обеспечение контроля соблюдения установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

13) установление размеров оплаты за пользование жилым помещением в домах государственного жилищного фонда;

14) учреждение Фонда развития жилищного строительства и управление им;

15) определение порядка управления многоквартирным домом государственного жилищного фонда;

16) определение условий и порядка переустройства жилых и нежилых помещений;

17) определение порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и исключения его из жилищного фонда;

18) определение порядка установления принудительного сервитута;

19) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом;

20) определение порядка оформления и установления границ придомового земельного участка многоквартирного жилого дома.

Статья 11. Компетенция местных государственных администраций

К компетенции районных государственных администраций в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) контроль использования и обеспечения сохранности государственного жилищного фонда, находящегося в государственной или частной собственности, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

2) предоставление жилого помещения, находящегося в государственной собственности, гражданам Кыргызской Республики в собственность на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами;

3) предоставление жилого помещения, находящегося в государственной собственности, гражданам Кыргызской Республики по договорам имущественного найма и договорам безвозмездного пользования, жилых помещений передвижного жилищного фонда в порядке, установленном настоящим Кодексом;

4) принятие решения о переустройстве жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, в установленном законом порядке;

5) принятие решения о придании статуса жилого дома общежитиям и домам гостиничного типа;

6) предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности, в порядке, установленном Правительством;

7) установление принудительного сервитута в порядке, установленном Правительством;

8) привлечение к административной ответственности лиц, уклоняющихся от участия в расходах на управление, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

9) заключение договоров с управляющими организациями (управляющими) на управление многоквартирным домом государственного жилищного фонда или частного жилищного фонда в случаях, установленных настоящим Кодексом;

10) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) осуществление контроля технического состояния и своевременного ремонта жилых помещений, находящихся в государственной собственности;

12) реализация проектов жилищного строительства жилых помещений государственного жилищного фонда;

13) признание в установленном законодательством порядке жилых помещений, находящихся в государственной собственности, непригодными для проживания;

14) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 12. Компетенция представительных органов местного самоуправления

К компетенции представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) утверждение программ развития и строительства жилищного фонда, коммунального обслуживания и благоустройства в данной местности;

2) утверждение нормативов потребления услуг и тарифов в пределах своей компетенции;

3) определение размера оплаты и структуры оплаты за жилое помещение муниципального жилищного фонда;

4) социальная защита граждан: утверждение социальных стандартов и предоставление жилищных субсидий за счет средств местного бюджета;

5) создание комиссий по жилищным вопросам для защиты прав граждан;

6) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального, в том числе специализированного жилищного фонда;

7) утверждение тарифов на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными юридическими лицами;

8) утверждение тарифов на использование лифтового оборудования;

9) определение порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (управляющего) для управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме;

10) определение порядка управления многоквартирным домом муниципального жилищного фонда;

11) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 13. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления

К компетенции исполнительных органов местного самоуправления, в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) контроль использования и обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

2) предоставление жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам Кыргызской Республики в частную собственность на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами;

3) предоставление жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в срочное пользование;

4) принятие решения о переустройстве жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке;

5) принятие решения о придании статуса жилого дома общежитиям и домам гостиничного типа, находящимся в муниципальной собственности;

6) установление принудительного сервитута в порядке, установленном Правительством;

7) признание в установленном законодательством порядке жилых помещении муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

8) заключение договоров с управляющими организациями (управляющими) на управление многоквартирными жилыми домами муниципального жилищного фонда;

9) обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций (управляющих);

10) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) инициирование и проведение открытых конкурсов по заключению договоров по управлению общим имуществом многоквартирного дома в случаях, установленных настоящим Кодексом;

12) организация и проведение курсов повышения квалификации лиц, осуществляющих управление общим имуществом многоквартирных домов, а также лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;

13) предоставление информации об установленных ценах на услуги и работы по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами, об объеме, перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ;

14) привлечение к административной ответственности лиц, уклоняющихся от участия в расходах на управление, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

15) осуществление контроля технического состояния и своевременного ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной и частной собственности;

16) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношении, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 14. Специально уполномоченные государственные органы

1. Специально уполномоченные государственные органы осуществляют государственный учет жилых помещений, содержат в надлежащем состоянии передвижной жилищный фонд, а также обеспечивают безопасное строительство и эксплуатацию жилищного фонда и инженерных систем в соответствии с настоящим Кодексом и другим законодательством.

2. К специально уполномоченным государственным органам, участвующим в регулировании жилищных отношений, относятся:

1) уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, пожарной и радиационной безопасности;

2) уполномоченный государственный орган в области градостроительства и архитектуры;

3) уполномоченный государственный орган в области обеспечения радиационной безопасности;

4) уполномоченный государственный орган по санитарно-эпидемиологическому надзору;

5) уполномоченный государственный орган в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования;

6) уполномоченный государственный орган по антимонопольной политике;

7) уполномоченный государственный орган по даче согласия на приобретение жилых помещений иностранным лицам;

8) уполномоченный государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

9) уполномоченный государственный орган в сфере социального развития.

Раздел II
Право собственности и другие права на жилые помещения

Глава 3
Право собственности на жилые помещения

Статья 15. Право собственности на жилые помещения

1. Граждане, а также юридические лица вправе иметь в частной собственности жилые помещения.

Количество жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, не ограничивается.

2. Органы местного самоуправления вправе иметь в муниципальной собственности жилые помещения, предоставлять их гражданам в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

3. Государственные органы осуществляют владение, пользование и распоряжение жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности, на условиях и в порядке, установленных законодательством. Государственные органы предоставляют жилые помещения гражданам Кыргызской Республики в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 16. Основания приобретения права собственности и иных прав на жилые помещения

1. Основаниями возникновения жилищных прав и обязанностей являются:

1) акты государственных органов и органов местного самоуправления;

2) договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством;

3) судебные акты;

4) акты компетентных органов юридических лиц о реорганизации юридического лица;

5) членство в жилищно-строительных кооперативах;

6) иные основания, предусмотренные законодательством.

2. Права на жилые помещения возникают с момента государственной регистрации этих прав в порядке, установленном законодательством.

Статья 17. Права собственника жилого помещения

Собственник жилого помещения осуществляет свои права на жилое помещение в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами.

Статья 18. Обязанности собственника жилого помещения

1. Собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения, находящегося в его собственности, а также иного имущества, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности.

2. Собственник жилого помещения обязан поддерживать свое жилое помещение и общее имущество в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы других лиц, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальной квартире.

3. В случае совершения собственником жилого помещения действий, нарушивших права и законные интересы других лиц, приведших к разрушению жилых помещений или общего имущества, он обязан возместить причиненный им ущерб для восстановления разрушенного имущества.

4. Собственник жилого помещения обязан в одностороннем порядке расторгнуть договор срочного пользования жилым помещением в случае, если наниматель использует его не по назначению, систематически либо существенно нарушает права и законные интересы других лиц, бесхозяйственно обращается с жилым помещением и общим имуществом, допуская его разрушение.

5. В случае если собственник жилого помещения не исполняет свои обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, лица, права которых нарушены, или их представители могут предупредить собственника о необходимости устранения нарушений, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник жилого помещения после предупреждения продолжает нарушать права и интересы других лиц или использовать жилое помещение не по назначению, равно как и не произведет необходимого ремонта в установленные сроки, суд по иску лица, права которого нарушены, может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Статья 19. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно с ним, ведущие общее хозяйство и имеющие общий бюджет. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица могут быть признаны членами семьи собственника, если ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет и проживают совместно.

2. Члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие совместно, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением. Члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие с ним совместно, обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность.

3. Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие совместно с собственником, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением.

4. Переход права собственности на жилое помещение к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи или иными лицами, проживающими совместно с собственником, если иное не предусмотрено соглашением.

Статья 20. Права и обязанности собственника нежилого помещения в многоквартирном доме

1. Нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение, предусмотренное в первоначальном проекте, по которому осуществлено строительство многоквартирного дома, используемое для иных целей чем проживание, предназначенное для организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, поликлиник, офисов и других организаций непромышленного характера.

К нежилым помещениям многоквартирного дома относятся также нежилые помещения, получившие статус таковых в результате перепрофилирования жилого помещения (квартиры, комнаты) в порядке, установленном законодательством.

2. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме также являются собственниками общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

3. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать их сохранность, надлежащее техническое и санитарное состояние, производить текущий и капитальный ремонт помещений за свой счет, нести общие расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также соблюдать противопожарные правила, принимать меры по экономии топливно-энергетических ресурсов.

Доля участия собственника нежилого помещения в общих расходах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется пропорционально площади нежилого помещения собственника к общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

4. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, допустивший самовольное переустройство или перепланировку принадлежащего ему помещения, несет ответственность в установленном законодательством порядке и обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

5. Размещение в нежилых помещениях в многоквартирном доме промышленных производств не допускается. Перечень разрешенных видов деятельности в этих помещениях определяется Правительством.

Статья 21. Права и обязанности собственника встроенного или пристроенного помещения в многоквартирном доме

1. Жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, не предусмотренное первоначальным проектом и возникшее в результате дополнительного строительства помещения в конструктивных частях здания или на территории придомового земельного участка, считается встроенным или пристроенным помещением.

2. Строительство встроенных или пристроенных помещений осуществляется с согласия всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

3. Собственники встроенных и пристроенных помещений не являются собственниками общего имущества многоквартирного дома.

Статья 22. Право собственности на общее имущество собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме

1. Помещения, внутридомовые сети и инженерное оборудование внутри многоквартирного дома, обслуживающие более одного собственника (подъезды, вестибюли, межквартирные лестничные клетки и площадки, лестницы, вентиляционные и лифтовые шахты, внеквартирные коридоры, коридоры, сушилки, прачечные, кладовые, чердак, технические этажи, подвалы, переходные шлюзы, мусорокамеры, мусоропроводы, крыша (кровля), строительные конструкции здания, другие подсобные помещения и прочее), а также придомовые земельные участки являются общей долевой собственностью собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Лифтовое оборудование многоквартирного дома может находиться в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в государственной или муниципальной собственности.

3. Государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся собственниками лифтового оборудования, могут отчуждать их только собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при условии осуществления капитального ремонта.

4. Собственники имущества, находящегося в общей долевой собственности, несут бремя расходов на содержание этого имущества в объеме, соразмерном принадлежащим им долям в общем имуществе.

5. Собственник жилого или нежилого помещения многоквартирного дома не может отчуждать свою долю в общем имуществе, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на жилое или нежилое помещение.

6. Собственники жилого или нежилого помещения многоквартирного дома, получившие в установленном законом порядке в пользование часть общего имущества, вправе его использовать на условиях, предусмотренных соглашением или законодательством, и не вправе его отчуждать.

7. Имущество, находящееся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в случаях, установленных настоящим Кодексом, передается по решению общего собрания таких собственников в управление иным лицам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

8. В случае разрушения, в том числе случайной гибели или сноса многоквартирного дома, собственники жилых и нежилых помещений сохраняют долю в праве собственности на земельный участок и на расположенные на нем иные объекты, предназначенные для благоустройства данного дома.

Статья 23. Определение долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме

1. Доля собственника жилого или нежилого помещения в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется как отношение общей площади жилого помещения или нежилого помещения одного собственника к общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

2. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме другому лицу оно приобретает и долю в праве собственности на общее имущество в этом доме в том же объеме, что и прежний собственник. Договор, по которому переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве собственности на общее имущество, является ничтожным.

Право собственности на долю в общем имуществе многоквартирного дома подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Сведения о размере доли в общем имуществе вносятся в технический паспорт жилого дома и квартиры.

3. Собственник жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в общем имуществе в многоквартирном доме.

Статья 24. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире

1. Собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в этой квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.

2. Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире.

3. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в этой квартире, определяется долей в праве собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.

Статья 25. Определение долей в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире

1. Доли в праве собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире признаются равными.

2. Доля собственника комнаты в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется как отношение площади этой комнаты к сумме площадей всех комнат коммунальной квартиры, умноженное на отношение общей площади коммунальной квартиры к общей площади собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

3. Доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты следует судьбе права собственности на указанную комнату.

4. Собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве собственности на общее имущество в данной квартире;

2) отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату.

5. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом.

Статья 26. Право пользования жилыми помещениями

1. Право срочного пользования, в том числе и на условиях аренды на жилые помещения, могут осуществлять граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Собственники жилых помещений вправе передавать их в срочное и бессрочное пользование на основании гражданско-правовых договоров в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

3. Жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам Кыргызской Республики в срочное пользование, в том числе и на условиях аренды, уполномоченными органами в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 27. Сервитут жилых помещений

1. Сервитут жилых помещений может устанавливаться по соглашению сторон (добровольный сервитут) или, в случае необходимости, на основании решения уполномоченного органа (принудительный сервитут).

2. В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:

1) описание помещения, обремененного сервитутом;

2) условия и сроки установления сервитута;

3) план или карта жилого помещения с указанием места нахождения сервитута.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иным законодательством, уполномоченный орган вправе по требованию заинтересованного лица установить принудительный сервитут.

4. Принудительный сервитут может устанавливаться для обеспечения:

1) доступа к жилому помещению, если другой доступ невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;

2) прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации и других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления принудительного сервитута.

5. Решение уполномоченного органа, предусматривающее установление или отказ в установлении сервитута, может быть обжаловано заинтересованным в установлении сервитута лицом в суд.

6. Обременение жилого помещения или нежилого помещения в жилом здании сервитутом не лишает собственника жилого помещения пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему правом на жилое помещение.

7. Убытки, причиненные собственнику жилого помещения установлением принудительного сервитута, подлежат возмещению лицом, в интересах которого устанавливается сервитут.

Размер убытков определяется уполномоченным органом, а в случае несогласия собственника - судом.

8. Собственник жилого помещения, право которого обременено принудительным сервитутом, вправе в счет возмещения убытков потребовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату.

9. Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть обременены сервитутом.

10. Сервитут устанавливается между заинтересованным лицом и собственниками этого имущества на основании договора. Споры об установлении сервитута или об условиях договора пользования объектами общего имущества разрешаются в судебном порядке.

Статья 28. Сохранение сервитута при передаче, переходе права на жилое помещение

1. Сервитут сохраняется в случае передачи, перехода прав на жилое помещение, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками жилого помещения, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

3. Принудительный сервитут может быть прекращен ввиду устранения оснований, по которым сервитут был установлен, по решению уполномоченного органа или суда.

Статья 29. Прекращение права собственности и других прав на жилые помещения

Право собственности и иные права на жилые помещения могут прекращаться на добровольной основе, вследствие сложившихся обстоятельств, являющихся основанием к их прекращению, и в принудительном порядке. Право собственности и иные права на жилые помещения могут прекращаться в следующих случаях:

1) отчуждения собственником жилого помещения другому лицу;

2) добровольного отказа собственника или нанимателя от права на жилое помещение;

3) смерти собственника жилого помещения или нанимателя при отсутствии наследников;

4) истечения срока пользования жилым помещением;

5) прекращения трудовых и приравненных к ним отношений, в связи с которыми было предоставлено служебное жилое помещение;

6) невозможности дальнейшего использования жилого помещения в результате действий непреодолимой силы;

7) ликвидации юридического лица, являющегося наймодателем жилого помещения;

8) при выходе из гражданства Кыргызской Республики нанимателя жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

9) обращения взыскания на жилое помещение вместе с земельным участком по долгам собственника в соответствии с законом;

10) изъятия земельного участка вместе с жилым помещением, подлежащим сносу по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом и иными законами.

Статья 30. Предоставление компенсации собственникам, жилые помещения которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков

1. В случае сноса жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для общественных нужд собственникам жилых помещений предоставляются в собственность жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда в размере не меньше жилой площади сносимого жилого помещения или выплачивается выкупная рыночная цена жилого помещения.

При этом собственники жилых помещений, подлежащих сносу, имеют право выбора.

2. Выкупная цена жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, права на земельный участок, а также убытки, причиненные собственнику в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

3. Общественными нуждами являются:

1) выполнение международных обязательств Кыргызской Республики;

2) размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

а) объекты обороны и безопасности;

б) объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

в) объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Кыргызской Республики;

г) объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

д) объекты инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры (здания, сооружения и линейные трассы), а также информатики и связи, электрического и газового снабжения;

е) объекты социальной инфраструктуры, строящиеся за счет средств республиканского или местного бюджета;

ж) объекты тепло- и водоснабжения муниципального значения.

4. Порядок и условия изъятия земельного участка для общественных нужд определяются земельным законодательством.

Глава 4
Управление общим имуществом многоквартирного дома

Статья 31. Управление общим имуществом многоквартирного дома

1. Управление общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее в соответствии с установленными нормами и правилами содержание общего имущества в многоквартирном доме, своевременное и квалифицированное решение вопросов пользования указанным имуществом.

2. Управление общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома осуществляется:

1) собственниками помещений в случаях, когда многоквартирный дом включает в себя не более четырех квартир;

2) управляющей организацией (юридическое лицо) или управляющим (физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя) на основании договора;

3) товариществом собственников жилья;

4) жилищным или жилищно-эксплуатационным кооперативом;

5) специализированным государственным или муниципальным учреждением в случае, установленном настоящим Кодексом.

3. Способ управления общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома выбирается на общем собрании собственников помещений. Решение общего собрания о выборе способа управления принимается большинством голосов из общего числа собственников жилых и нежилых помещений и является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

4. В случае если собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не выбрали способ управления общим имуществом многоквартирного дома в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Кодекса, уполномоченный орган в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, инициирует и проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации или управляющего.

5. Уполномоченный орган обязан не позднее пятнадцати дней до проведения конкурса ознакомить всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с условиями договоров управления, предлагаемых конкурсантами (управляющими).

6. Уполномоченный орган в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме о его результатах.

7. Протокол о результатах открытого конкурса подписывается уполномоченным органом с выигравшей управляющей организацией (управляющим) и имеет силу договора.

8. Общее собрание собственников помещений вправе уполномочить представителей из числа собственников помещений многоквартирного дома на подписание соответствующих договоров с управляющей организацией (управляющим).

9. Не позднее чем через год с момента заключения договора управления общим имуществом уполномоченный орган созывает общее собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом.

Статья 32. Управление общим имуществом многоквартирного дома собственниками помещений

1. При управлении общим имуществом многоквартирного дома собственниками помещений решения по содержанию и использованию общего имущества принимаются общим собранием собственников помещений. При этом решения принимаются большинством голосов от общего числа собственников помещений.

2. Собственники помещений вправе уполномочить лицо на представление их интересов по управлению общим имуществом многоквартирного дома в порядке, установленном законодательством.

Статья 33. Управление общим имуществом многоквартирного дома управляющей организацией или управляющим

1. Собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома на основании решения общего собрания собственников помещений объявляют конкурс на заключение договора об управлении общим имуществом многоквартирного дома.

2. Управление общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного домa управляющей организацией или управляющим осуществляется на основании договора. Порядок заключения, форма и существенные условия договора доверительного управления общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома устанавливаются гражданским законодательством.

3. Изменение и (или) расторжение договора управления общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

4. Управление общим имуществом многоквартирного дома может осуществляться только одним управляющим или управляющей организацией.

5. В случае если общим собранием собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома выбрана другая управляющая организация (управляющий) или выбран другой способ управления общим имуществом, управляющая организация (управляющий) обязана передать за тридцать дней до прекращения договора управления общим имуществом всю техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением такого дома, соответствующим представителям.

6. Управляющая организация (управляющий) ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора об управлении за предыдущий год, если иное не установлено договором управления общим имуществом многоквартирного дома.

Статья 34. Управление общим имуществом многоквартирного дома товариществом собственников жилья

1. Собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома вправе для управления общим имуществом многоквартирного дома объединяться в товарищества собственников жилья.

2. Порядок организации и деятельности товарищества собственников жилья определяется законом.

Статья 35. Управление общим имуществом многоквартирного дома жилищными или жилищно-эксплуатационными кооперативами

1. Собственники жилых и нежилых помещений вправе для управления общим имуществом многоквартирного дома учреждать жилищные и жилищно-эксплуатационные кооперативы.

2. Порядок организации и деятельности жилищных и жилищно-эксплуатационных кооперативов определяется законом.

Статья 36. Управление общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. Управление общим имуществом многоквартирного дома, в котором все жилые помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется путем заключения договора управления уполномоченным органом, на чьем балансе находится дом, с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или путем создания специализированного государственного или муниципального учреждения для управления общим имуществом многоквартирного дома.

2. Порядок управления общим имуществом многоквартирного дома, в котором все жилые помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством или представительным органом местного самоуправления.

Статья 37. Оплата расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома

1. Собственник жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на управление общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество независимо от выбранной формы управления.

2. Размер платы на управление общим имуществом многоквартирного дома определяется решением общего собрания собственников жилых помещений и определяется на один год.

3. Обязанность по оплате расходов на управление общим имуществом многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений (жилых и нежилых) в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

4. При переходе права собственности на жилое и нежилое помещение в многоквартирном доме к новому собственнику, также к нему переходят и обязательства по оплате расходов на управление общим имуществом.

5. Временное отсутствие собственников жилых и нежилых помещений не является основанием для освобождения от оплаты расходов на управление общим имуществом многоквартирного дома.

6. Собственники жилых и нежилых помещений, имеющие задолженности по оплате расходов на управление общим имуществом, не могут занимать должности в органах управления товариществ собственников жилья, жилищных или жилищно-эксплуатационных кооперативов.

7. Уполномоченные органы или лица, управляющие общим имуществом многоквартирного дома, вправе обратиться в суд о взыскании задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества с собственников помещений.






Все права защищены, Copyright 2017
Нотариальная Палата
Кыргызской Республики
E-mail

Web site

Общественное объединение

Not-palata@yandex.com

http://www.not-palata.kg

"Нотариальная Палата
Кыргызской Республики"

Контакты:


Адрес:
+996 312 654621
+996 312 343527
+996 555 024823

720010, Кыргызская Республика,
г. Бишкек ул. Токтогула, 230