Мы в соцсетях

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 15 октября 1997 года N 74

О банкротстве (несостоятельности)

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 7 июля 1999 года N 64, 29 сентября 2000 года N 79, 17 июня 2002 года N 102) 17 июня 2002 года N 103, 7 марта 2005 года N 45, 4 июля 2005 года N 96, 10 августа 2005 года N 146, 27 января 2006 года N 30, 27 июля 2006 года N 132, 13 июня 2007 года N 88, 24 июля 2009 года N 247)

(Введен в действие Законом КР от 15 октября 1997 года N 75)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон устанавливает основания признания (объявления) должника банкротом (несостоятельным), регулирует порядок и условия мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

2. Настоящий Закон применяется в отношении:

1) юридических лиц любой формы собственности, являющихся коммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве оперативного управления), включая иностранных юридических лиц и юридических лиц с иностранным участием, зарегистрированных в Кыргызской Республике в установленном законодательством порядке, а также банки и иные финансово-кредитные организации;

2) юридических лиц любой формы собственности, являющихся некоммерческими организациями, в случаях, прямо предусмотренных настоящим Законом или другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими вопросы создания и организационно-правовой формы указанных некоммерческих организаций;

3) индивидуальных предпринимателей.

3. Настоящий Закон не применяется в отношении:

1) государственных и иных учреждений;

2) ликвидации платежеспособных юридических лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 96 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, с соблюдением требований, установленных статьей 16 настоящего Закона;

3) объектов естественной монополии;

4) банков и иных финансово-кредитных организаций, если иное не установлено Законом Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков".

4. Правила, необходимые для объяснения и исполнения настоящего Закона, устанавливаются иными нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом.

5. В отношении юридических лиц, в уставных капиталах которых государственная и/или муниципальная доля составляет свыше 50 процентов, Правительством Кыргызской Республики может быть предусмотрен особый порядок проведения банкротства.

6. Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Кыргызской Республики.

7. Решения судов иностранных государств по делам о банкротстве (несостоятельности) признаются на территории Кыргызской Республики в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

8. При отсутствии международных договоров Кыргызской Республики решения судов иностранных государств по делам о банкротстве (несостоятельности) признаются на территории Кыргызской Республики, если они не противоречат законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 103, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

Администратор - лицо, назначаемое в порядке, установленном настоящим Законом, которое может выступать в качестве временного администратора, специального администратора, внешнего управляющего и ответственно за проведение процесса банкротства должника.

Активы - имущество, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы и дебиторская задолженность.

Аффилированное лицо физического или юридического лица - любое физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих контроль за его деятельностью в рамках предоставленных им полномочий), которое имеет право прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые этим лицом решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого это аффилированное лицо имеет такое право. Аффилированным лицом юридического лица также признаются его исполнительные должностные лица, акционер (участник) или любое предприятие, владеющее десятью и более процентами его голосующих акций (вкладов, паев) (для открытых акционерных обществ с пятью и более процентами).

Банкротство индивидуального предпринимателя - метод процедуры специального администрирования, который проводится только в судебном порядке и предусматривает изъятие и отчуждение активов должника-индивидуального предпринимателя, включенных в ликвидационную массу, с целью удовлетворения требований кредиторов.

Внешний управляющий - администратор, назначаемый в порядке, установленном настоящим Законом, и ответственный за проведение процедуры реабилитации должника, согласно утвержденному плану реабилитации.

Возбуждение процесса (процедуры) банкротства - принятие мер, предусмотренных настоящим Законом (например, подача заявления в суд о признании должника банкротом), которые могут привести к началу процесса (процедуры) банкротства должника.

Временный администратор - администратор, назначенный по заявлению заявителя судом для сохранения активов должника до окончательного принятия решения судом или собранием кредиторов (в процессе банкротства во внесудебном порядке).

Дисквалификация - лишение судом руководителей должника, членов ликвидационной комиссии, допустивших нарушение требований настоящего Закона, права занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, установленных законодательством.

Дисквалификация для банков и иных финансово-кредитных учреждений включает в себя установление судом на срок до 10 лет следующих запретов (ограничений):

- владение более 10 процентами акций или долей любого хозяйственного товарищества или общества, а для банков - до 5 процентов акций;

- занятие должностей членов совета директоров и членов правления, членов ревизионной комиссии и внутреннего аудита в органах управления хозяйственного товарищества или общества.

Должник - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, считающиеся или признанные неплатежеспособными.

Дополнительная ответственность - принцип, применяемый к участникам должника-юридического лица, в соответствии с которым участники отвечают по обязательствам должника в одинаковом для всех участников кратном размере к стоимости внесенных ими вкладов, определяемом учредительными документами должника-юридического лица.

Заинтересованные лица в отношении должника - это:

юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством Кыргызской Республики является основным или дочерним по отношению к должнику; руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер), в том числе и освобожденные от исполнения своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения процесса банкротства.

Заинтересованными лицами в отношении должника являются также лица, находящиеся с физическими лицами, указанными выше, в родственных отношениях по свойству и родству (супруг/супруга, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, по нисходящей линии сестры и братья супруга/супруги).

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, заинтересованные лица в отношении администратора, кредиторов, определяются в порядке, предусмотренном выше.

Заявитель - лицо, обладающее правом обращения в суд с заявлениями (жалобами), предусмотренными настоящим Законом.

Затраты процесса банкротства - необходимые затраты, связанные с проведением процесса банкротства, включающие в себя расходы на опубликование извещений о процедуре банкротства, судебные расходы, расходы администратора, вознаграждение администратора, а также возможные расходы должника за тот период, в течение которого администратор счел нужным продолжать хозяйственную деятельность должника, и иные расходы.

Заявление о признании должника банкротом (несостоятельным) - обращение о возбуждении процесса банкротства в судебном порядке в отношении должника, включающее в себя заявление кредитора (кредиторов), должника и иных лиц, указанных в настоящем Законе, поданное в установленном настоящим Законом порядке в суд.

Индивидуальный предприниматель - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики, которое может быть признано неплатежеспособным в соответствии с настоящим Законом и подвергнуто процессу банкротства.

Комитет кредиторов - уполномоченный орган собрания кредиторов, осуществляющий свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Кредитор - лицо, включая кыргызских и иностранных юридических и физических лиц, а также Кыргызскую Республику в лице уполномоченных органов, которое имеет право требовать от должника исполнения его обязанности: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.

Ликвидация - метод процедуры специального администрирования, который предусматривает изъятие и отчуждение всех активов должника - юридического лица, включенных в ликвидационную массу с целью удовлетворения требований кредиторов в соответствии с их очередностью.

Ликвидационная масса - активы должника без учета активов, указанных в настоящем Законе (являющихся предметом залога, лизинга, изъятых из оборота, активов индивидуального предпринимателя, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание и т.д.).

(Толкование абзаца 19 статьи 2 см. Закон КР от 2 марта 2002 года N 29)

Мировое соглашение - процедура, применяемая в процессе банкротства, предусматривающая соглашение между должником и кредиторами об исполнении обязательств должника, которое является обязательным для исполнения другими кредиторами после одобрения судом.

Начало процесса банкротства - момент принятия решения судом, собранием кредиторов о признании (объявлении) должника банкротом и проведении процедуры специального администрирования с назначением специального администратора.

Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством Кыргызской Республики.

Ограниченная ответственность - принцип, применяемый к участникам должника-юридического лица, в соответствии с которым участники должника не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью должника, в пределах стоимости вкладов (акций).

Пассивы - обязательства (за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников), состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

Полная ответственность - принцип, применяемый к участникам должника-юридического лица, в соответствии с которым участники должника на основании учредительных документов должника или в соответствии с законодательством Кыргызской Республики несут солидарную ответственность по обязательствам должника всем принадлежащим им имуществом.

Предприятие - имущественный комплекс в соответствии с понятием, предусмотренным в статье 33 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Процесс банкротства - процесс, применяемый к должнику в виде процедур, предусмотренных настоящим Законом.

Реабилитация - процедура, применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности должника. Реабилитация проводится в судебном или внесудебном порядке в отношении должника-юридического лица и только в судебном порядке - в отношении должника-индивидуального предпринимателя.

Реструктуризация - метод процедуры специального администрирования, который предусматривает создание одного нового или нескольких новых юридических лиц на базе активов должника для последующей продажи в интересах кредиторов и ликвидацию должника-юридического лица.

Руководитель - лицо, назначенное в установленном порядке для управления юридическим лицом (директор, член правления, менеджер, управляющий и т.д., включая заместителей и лиц, временно исполняющих обязанности руководителя).

Санация - процедура, применяемая в процессе банкротства, предусматривающая хозяйственное оздоровление должника с применением мер финансового, экономического или организационного характера. Предусматривает удовлетворение требований всех кредиторов в течение установленного настоящим Законом срока.

Специальное администрирование - процедура процесса банкротства, применяемая в отношении должника. Специальное администрирование в отношении должника-юридического лица может проводиться в судебном или внесудебном порядке, в отношении должника-индивидуального предпринимателя - только в судебном порядке. Методами специального администрирования являются ликвидация или реструктуризация юридического лица и банкротство индивидуального предпринимателя. Предусматривает назначение специального администратора, продажу (отчуждение) активов должника, включенных в ликвидационную массу, третьим лицам в интересах кредиторов и прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Специальный администратор (ликвидатор) - администратор, назначаемый в порядке, установленном настоящим Законом, и ответственный за проведение специального администрирования должника.

Участник - физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую Республику в лице государственного органа по управлению государственным имуществом в отношении государственных предприятий и юридических лиц, имеющих государственную долю; учредителей, акционеров, членов и т.д.), имеющее обязательственное право в отношении должника, либо право собственности, или иное вещное право на его имущество.

Юридическое лицо - организация, обладающая предусмотренными в статье 83 Гражданского кодекса Кыргызской Республики признаками, которая может быть признана (объявлена) неплатежеспособной и подвергнута процессу банкротства.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 29 сентября 2000 года N 79, 17 июня 2002 года N 102, 17 июня 2002 года N 103, 4 июля 2005 года N 96, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 3. Банкротство (несостоятельность)

Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная собранием кредиторов с согласия должника юридического лица его неплатежеспособность, т.е. неспособность в полном объеме в установленные законом или договором сроки удовлетворить обоснованные требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, вследствие превышения взятых на себя обязательств над его ликвидными активами.

(В редакции Закона КР от 24 июля 2009 года N 247)

Статья 4. Процесс банкротства

1. Под процессом банкротства понимается регламентируемая настоящим Законом деятельность государства в лице уполномоченных органов, судов, специально назначенных в установленном законом порядке администраторов (временных администраторов, специальных администраторов, консерваторов, внешних управляющих), кредиторов, имеющих целью удовлетворение требований кредиторов должника, а также восстановление платежеспособности должника либо прекращение его деятельности.

2. Процесс банкротства является средством удовлетворения требований кредиторов неплатежеспособного должника.

3. После начала процесса банкротства или в процессе банкротства должника может быть применена процедура специального администрирования, проводимая методом ликвидации или реструктуризации должника-юридического лица либо методом банкротства индивидуального предпринимателя.

4. После возбуждения процесса банкротства или в процессе банкротства должника могут применяться следующие процедуры:

1) санация;

2) реабилитация;

3) мировое соглашение;

4) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2009 года N 247)

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 5. Основные положения процедуры специального администрирования

1. Ликвидация:

1) применяется в отношении юридического лица;

2) предусматривает изъятие, отчуждение, а также последующее распределение активов должника, входящих в ликвидационную массу, в пользу его кредиторов;

3) после завершения процедуры ликвидации аннулируется запись в государственном реестре юридических лиц и прекращается деятельность должника.

2. Банкротство индивидуального предпринимателя:

1) применяется в отношении физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

2) проводится только в судебном порядке;

3) предусматривает изъятие и отчуждение, а также последующее распределение активов, входящих в ликвидационную массу, в пользу его кредиторов;

4) суд может дисквалифицировать индивидуального предпринимателя, т.е. запретить ему занятие предпринимательской деятельностью в течение срока, определенного настоящим Законом.

3. Реструктуризация:

1) применяется в отношении юридического лица;

2) предусматривает смену участника (участников) и учреждение одного нового или нескольких новых юридических лиц;

3) новое или несколько новых юридических лиц, а также оставшиеся активы должника продаются (отчуждаются) в целях удовлетворения требований кредиторов;

4) после завершения процедуры реструктуризации производится прекращение деятельности должника.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 6. Основные положения процедуры санации

Санация:

1) применяется в отношении юридического лица;

2) предусматривает наличие специальных гарантий для защиты интересов кредиторов и полную оплату их требований в течение установленного настоящим Законом срока;

3) если санация пройдет успешно и должник восстановит платежеспособность, то он может продолжать свою хозяйственную деятельность;

4) не предусматривает смену участников, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 7. Основные положения процедуры реабилитации

Реабилитация:

1) применяется в отношении как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя;

2) в отношении индивидуального предпринимателя проводится только в судебном порядке;

3) предусматривает представление реабилитационного плана должником и его утверждение кредиторами в соответствии с требованиями настоящего Закона;

4) реабилитационный план позволяет продолжать хозяйственную деятельность должника для полного или частичного удовлетворения требований кредиторов;

5) может перейти в процедуру специального администрирования должника в соответствии с требованиями настоящего Закона;

6) не предусматривает смену участника (участников), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 7-1. Основные положения процедуры мирового соглашения

Мировое соглашение:

1) применяется в процессе банкротства в судебном порядке как в отношении юридического лица, так и индивидуального предпринимателя;

2) предусматривает соглашение между должником и кредиторами, в котором кредиторы соглашаются с удовлетворением всех или части требований в договорном порядке без назначения судом администратора;

3) не предусматривает смену участника (участников), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 8. Администратор

1. Процедуры процесса банкротства проводит администратор. Администратор может выступать в качестве:

1) временного администратора;

2) специального администратора;

3) внешнего управляющего;

4) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2009 года N 247)

2. Администратором может быть сотрудник государственного органа по делам о банкротстве, юридическое лицо, зарегистрированное в Кыргызской Республике, либо гражданин Кыргызской Республики, осуществляющий свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В случаях когда администратором должника назначается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, последние должны соответствовать установленным органом по делам о банкротстве требованиям в части их финансовой состоятельности и обеспечения ответственности администратора перед кредиторами должника, а также его учредителями, участниками и акционерами за вред, который может быть нанесен данным лицам в результате нарушения администратором настоящего Закона и правил проведения процедур банкротства должника.

Администратор, являющийся индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, должен иметь лицензию на право осуществления деятельности, кроме случаев, когда администратором являются сотрудники государственного органа по делам о банкротстве.

Администратором не могут быть назначены:

1) кредитор, дебитор, сторона по сделке, участник, руководитель неплатежеспособного должника;

2) лицо, которое являлось участником или руководителем должника в течение года до начала процесса банкротства;

3) близкий родственник лиц, указанных выше;

4) лицо, работающее в государственном органе (за исключением сотрудника государственного органа по делам о банкротстве), органе местного самоуправления;

5) лицо, в отношении которого имеется ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;

6) лицо, имеющее непогашенную (неснятую) судимость;

7) лицо, которое в течение пяти лет до момента его назначения осуществляло деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и было признано банкротом.

4. Администратор (специальный администратор, внешний управляющий) назначается, отстраняется, освобождается государственным органом по делам о банкротстве (если процесс банкротства проводится в судебном порядке) либо собранием кредиторов (во внесудебном порядке) в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

Администратор, назначенный собранием кредиторов (во внесудебном порядке), также может быть отстранен от исполнения своих обязанностей государственным органом по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а также в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок назначения администратора государственным органом по делам о банкротстве (при проведении процесса банкротства в судебном порядке определяется положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Назначение, отстранение, освобождение временного администратора (независимо от порядка проведения процесса банкротства) осуществляются судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Администратор может быть назначен для проведения процедур процесса банкротства одновременно не более чем на двух хозяйствующих субъектах - должниках.

5. Администратор в процессе своей деятельности находится под защитой закона, руководствуется законодательством Кыргызской Республики, имеет права и несет обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики или договором.

6. При назначении специального администратора во внесудебном порядке лицо из числа кредиторов, уполномоченное собранием кредиторов, от имени собрания кредиторов обязано заключить гражданско-правовой договор с назначенным администратором. Если иное не установлено кредиторами, порядок заключения и условия договора определяются уполномоченным лицом по согласованию с собранием кредиторов.

7. Кандидатуру администратора вправе предложить кредитор (кредиторы), должник, государственный орган по делам о банкротстве с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Законом к администраторам. При наличии нескольких кандидатов назначение администратора производится на конкурсной основе. Условия, сроки и порядок проведения конкурса определяются органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи.

8. Администратор может быть освобожден от исполнения своих обязанностей государственным органом по делам о банкротстве, собранием кредиторов, судом (в случае освобождения временного администратора) в следующих случаях:

1) отзыва в установленном порядке лицензии администратора в период осуществления администратором его полномочий;

2) нарушения администратором требований законодательства Кыргызской Республики при проведении процедур процесса банкротства;

3) вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу в отношении администратора;

4) подачи администратором заявления об освобождении его от исполнения обязанностей администратора;

5) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей (назначению) администратора;

6) прекращения (завершения) в установленном порядке процедуры, на проведение которой администратор был назначен;

7) по решению собрания кредиторов, принятому в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Закона, в результате выражения недоверия администратору собранием (комитетом) кредиторов.

8-1. Администратор может быть отстранен (временно освобожден) от исполнения своих обязанностей в следующих случаях:

1) возбуждения уголовного дела в отношении администратора;

2) обнаружения фактов несоблюдения законодательства Кыргызской Республики при осуществлении процесса банкротства;

3) непредоставления либо предоставления недостоверной и/или неполной информации суду, государственному органу по делам о банкротстве, собранию кредиторов;

4) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих осуществлению администратором своих обязанностей.

В случае отстранения администратора государственный орган по делам о банкротстве, собрание кредиторов в установленном порядке на период его отстранения обязаны назначить нового администратора.

На период отстранения вознаграждение, установленное настоящим Законом, администратору не выплачивается.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, с момента принятия решения об освобождении, отстранении, освобожденный, отстраненный администратор обязан:

1) не препятствовать вновь назначенному администратору осуществлять свои функции, обеспечить доступ в здания, к активам, банковским счетам и документам должника;

2) подготовить и представить суду (собранию кредиторов) отчет о результатах своей деятельности в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами по банкротству;

3) передать вновь назначенному администратору всю документацию, имеющую отношение к процессу банкротства должника, перечень которой определяется иными нормативными правовыми актами по банкротству;

4) при необходимости представлять полную информацию (устно или письменно), касающуюся процесса банкротства должника, вновь назначенному администратору;

5) совместно с вновь назначенным администратором, представителями должника, иными лицами-членами инвентаризационной комиссии провести инвентаризацию имущества и других активов должника;

6) передать вновь назначенному администратору печати и штампы должника;

7) нести иные обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики.

10. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, с момента принятия решения об освобождении, отстранении администратор имеет право:

1) обжаловать решение об освобождении, отстранении в суд;

2) получить вознаграждение за фактически отработанное время и выполненный объем работы в порядке, определенном настоящим Законом;

3) иметь иные права, установленные законодательством Кыргызской Республики.

11. Совершение администратором (назначенным государственным органом по делам о банкротстве противоправных действий при исполнении им своих обязанностей влечет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, как должностного лица.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 102, 17 июня 2002 года N 103, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 9. Установление факта неплатежеспособности должника

1. Должник является неплатежеспособным и может быть объявлен или признан банкротом (несостоятельным) при установлении одного из следующих обстоятельств:

1) неспособности в полном объеме и в установленные законом или договором сроки удовлетворить обоснованные требования кредиторов по денежным обязательствам вследствие превышения взятых на себя обязательств над его быстрореализуемыми (ликвидными) активами;

2) неспособности обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды в установленные законом сроки вследствие превышения взятых на себя обязательств над его быстрореализуемыми (ликвидными) активами;

3) неудовлетворения должником требований кредитора в порядке, предусмотренном статьей 27-26 настоящего Закона до вынесения судом решения по существу по делу о банкротстве;

4) если уполномоченный орган надзора установит факт превышения обязательств должника над его активами.

2. Факт неплатежеспособности должника устанавливается решением суда (когда процесс банкротства проводится в судебном порядке) или собрания кредиторов (когда процесс банкротства проводится во внесудебном порядке) на основании заключения судебной экспертизы, результатов независимого аудита или отчета временного администратора должника.

3. Установление факта неплатежеспособности должника является основанием для признания (объявления) его банкротом (несостоятельным) и применения к нему процедур, предусмотренных настоящим Законом, только при наличии у должника денежного обязательства перед кредитором, заявляющим о его неплатежеспособности, в размере, превышающем минимальный размер долга, установленный статьей 9-1 настоящего Закона. Размер денежных обязательств считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу судебным актом или признан должником в письменном виде в судебном заседании по рассмотрению дела о его банкротстве с разъяснением ему последствий такого признания.

4. Если должник оспаривает требования кредиторов, а размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей не определен вступившим в законную силу судебным актом, то такой должник не может быть признан судом неплатежеспособным, а производство по делу о его банкротстве должно быть прекращено.

5. При полном исполнении должником либо любым третьим лицом денежного обязательства перед кредитором, заявившим о его неплатежеспособности, до принятия судом решения по существу, либо до вступления решения суда по делу о банкротстве в законную силу, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению вне зависимости от наличия у данного должника иной задолженности перед кредиторами, не предъявившими в суд своих требований о банкротстве этого должника.

6. Информация о принятии заявления о признании (объявлении) должника банкротом и о дате рассмотрения дела о банкротстве должника, его полное наименование, задолженность перед кредиторами, бюджетом и внебюджетным фондом подлежат публикации в республиканских средствах массовой информации.

(В редакции Закона КР от 24 июля 2009 года N 247)

Статья 9-1. Минимальный размер долга, необходимый для возбуждения процесса банкротства должника

1. Для возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного должника требуется наличие следующих минимальных размеров долга:

1) если требования к должнику одного или нескольких кредиторов в сумме составляют не менее пятисот размеров расчетного показателя;

2) если требование к должнику кредитора-физического лица, включая индивидуального предпринимателя, составляет не менее пяти размеров расчетного показателя;

3) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2009 года N 247)

2. Правила настоящей статьи не применяются для возбуждения процесса банкротства самим должником.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 27 января 2006 года N 30, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 9-2. Возбуждение должником процесса банкротства в обязательном порядке

1. Должник в предвидении банкротства обязан возбудить процесс банкротства в судебном или внесудебном порядке не позднее одного месяца с момента возникновения одного из следующих обстоятельств:

1) если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения в полном объеме денежных обязательств и (или) обязанностей перед другими кредиторами, включая бюджет и внебюджетные фонды;

2) если должник не в состоянии или будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в полном объеме;

3) если органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, или органом, уполномоченным участником имущества должника-государственного предприятия, принято решение о ликвидации в качестве банкрота;

4) если при проведении ликвидации платежеспособного юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Неисполнение должником требований пункта 1 настоящей статьи влечет субсидиарную ответственность участников, руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами.

3. Исключен в соответствии с Законом КР от 17 июня 2002 года N 103

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 103, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 10. Кредиторы

1. Кредиторами по обязательствам должника могут быть кыргызские и иностранные юридические и физические лица, а также Кыргызская Республика в лице уполномоченных органов.

2. При применении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим Законом.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, к налоговым органам, органам Социального фонда и иным уполномоченным государственным органам применяются нормы о кредиторах.

4. Участник должника-юридического лица может также являться кредитором этого должника (за исключением требований по возврату внесенного им вклада (взноса) в уставный капитал должника).

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 11. Состав требований кредиторов

1. Для определения минимального размера долга, предусмотренного статьей 9-1 настоящего Закона, принимается во внимание размер денежных обязательств (основная сумма долга, включая проценты, начисленные по условиям обязательства) без учета подлежащей уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойки (штрафа, пени), установленной законом или договором.

2. Для определения минимального размера долга, предусмотренного статьей 9-1 настоящего Закона, принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законом финансовых (экономических) санкций.

Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством Кыргызской Республики.

3. (Исключен Законом КР от 24 июля 2009 года N 247)

4. Если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются кредиторы (их представители), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и иные уполномоченные государственные органы.

2. Организация и проведение первого собрания кредиторов в зависимости от применяемой процедуры банкротства осуществляются кредиторами, должником или администратором.

После проведения первого собрания правом созыва последующих собраний кредиторов обладают собрание (комитет) кредиторов, администратор, в случаях, установленных Законом, - государственный орган по делам о банкротстве.

3. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами по банкротству, лицо (орган), созывающее собрание кредиторов, обязано опубликовать объявление о созыве собрания один раз в республиканской газете не позднее десяти дней до даты проведения собрания кредиторов и информировать известных ему кредиторов, имеющих долг в размере ста или болеерасчетных показателей, путем отправки заказных писем с уведомлением о вручении либо вручения им под расписку не позднее чем за десять дней до даты проведения собрания. При этом для надлежащего созыва собрания кредиторов достаточно направления одного заказного письма.

В случае созыва собрания кредиторов государственным органом по делам о банкротстве, государственный орган по делам о банкротстве обязан опубликовать объявление о созыве собрания один раз в республиканской газете не позднее пяти дней до даты проведения собрания, уведомить администратора и информировать известных ему кредиторов, имеющих долг в размере ста или более расчетных показателей.

4. Собрание кредиторов вправе принять любое решение, связанное с долговыми обязательствами должника, не противоречащее настоящему Закону, решениям суда и не препятствующее деятельности администратора.

5. Для участия на первом собрании кредиторов с правом голоса кредитор обязан подать свое требование (претензию) за семь календарных дней до начала собрания лицам, возбудившим данное собрание, или администратору, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Порядок оформления и подачи требований устанавливается иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики по банкротству. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие наличие, размер и обоснованность требований кредитора.

6. Для участия на собрании кредиторов с правом голоса и в целях голосования обеспеченный залогом кредитор должен оценить стоимость предмета залога (оценочная стоимость) и объявить это на первом собрании кредиторов.

Право голоса обеспеченного залогом кредитора определяется как разница между суммой требования обеспеченного залогом кредитора и оценочной стоимостью предмета залога.

Обеспеченный залогом кредитор вправе отказаться от своего права обеспечения. В этом случае право голоса обеспеченного залогом кредитора определяется как стоимость его требования и он не вправе в последующем отказаться от принятого решения.

Администратор вправе приобрести предмет залога у обеспеченного залогом кредитора по оценочной стоимости.

7. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, решения собрания кредиторов, принятые в процессе банкротства должника в судебном порядке, должны быть утверждены судом.

8. Решения собрания кредиторов должны быть оформлены протоколом собрания и подписаны председателем собрания.

9. Собрание кредиторов проводится не реже одного раза в три месяца по месту нахождения (жительства) должника, если иное не установлено собранием (комитетом) кредиторов, государственным органом по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Законом, или администратором.

10. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2009 года N 247)

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 102, 17 июня 2002 года N 103, 27 января 2006 года N 30, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 13. Принятие решения собранием кредиторов

1. Если иное не предусмотрено настоящим Законом:

1) собрание кредиторов, надлежащим образом созванное кредиторами (комитетом кредиторов), считается правомочным, если на нем присутствуют кредиторы, претендующие на 51 и более процентов от общей суммы долгов должника;

2) собрание кредиторов, надлежащим образом созванное должником или администратором, считается правомочным независимо от количества кредиторов, присутствующих на собрании, или размера долга, на которое они претендуют.

2. Если количество кредиторов должника не превышает пятидесяти, то председатель собрания обязан обеспечить рассылку принятых собранием решений кредиторам путем отправки заказных писем с уведомлением о вручении либо вручения им под расписку в трехдневный срок со дня принятия решения. Этот срок может быть продлен собранием кредиторов, если количество кредиторов должника превышает пятидесяти.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, решение первого или последующего собрания кредиторов по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовали присутствующие на собрании кредиторы, претендующие на 51 и более процентов от суммы долгов должника (большинство по стоимости). Сумма долгов, причитающаяся тем, кто не присутствует на собрании, не имеет значения.

4. В случае, если никто из кредиторов не явился на собрание, надлежащим образом созванное должником или администратором, то в целях уменьшения затрат процесса банкротства считается, что кредиторы согласны с предложениями должника или администратора, а вопросы, указанные в повестке дня собрания, - принятыми на собрании кредиторов.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 14. Комитет кредиторов

1. Собрание кредиторов вправе в любое время избрать комитет кредиторов в составе от 3 до 7 человек. Комитет кредиторов представляет интересы кредиторов и осуществляет контроль за действиями администратора в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе:

1) требовать от администратора представления информации о финансовом состоянии должника;

2) требовать от администратора представления информации о ходе процесса банкротства;

3) давать рекомендации администратору;

4) выразить недоверие администратору в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

5) созывать собрание кредиторов путем письменного извещения всех кредиторов.

Собрание кредиторов должно быть проведено не ранее чем через 2 недели после даты отправки последнего извещения. Администратор обязан предоставить комитету сведения о всех известных ему кредиторах.

3. Комитет кредиторов имеет кворум на своих должным образом созванных заседаниях, если на заседании присутствуют все члены комитета (или их представители).

Комитет кредиторов принимает решения простым большинством голосов членов комитета. В случае равенства голосов голос председателя комитета кредиторов является решающим.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 1998 года N 160)

Статья 15. Выражение недоверия администратору

1. В ходе проведения процесса банкротства собрание или комитет кредиторов вправе выразить недоверие администратору.

2. Если инициатива выражения недоверия администратору исходит от комитета кредиторов, то он обязан вынести вопрос о недоверии на рассмотрение собрания кредиторов.

3. Организация и проведение собрания кредиторов по вопросу о недоверии администратору осуществляются кредитором (кредиторами), комитетом кредиторов или администратором по соглашению (требованию) с кредиторами.

4. Кредитор-инициатор (кредиторы), комитет кредиторов или администратор, по требованию кредитора-инициатора (кредиторов), обязан информировать о созыве собрания всех известных ему кредиторов, имеющих требование в размере 100 или более расчетных показателей, путем отправки заказных писем с уведомлением о вручении либо вручения им под расписку не позднее десяти дней до даты проведения собрания.

5. Надлежащим образом созванное собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствуют кредиторы, претендующие на 51 и более процентов от общей суммы долгов должника на дату проведения собрания (кворум собрания). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются кредиторы (их уполномоченные представители).

6. При проведении процесса банкротства как в судебном, так и во внесудебном порядке решение собрания кредиторов по вопросу выражения недоверия администратору и освобождения его от исполнения обязанностей, а также утверждения новой кандидатуры администратора считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа кредиторов, присутствующих на данном собрании, в том числе кредиторов, претендующих на 75 и более процентов от суммы долгов должника (большинство по стоимости). Сумма долгов, причитающаяся тем, кто не присутствует на собрании, не имеет значения.

7. Решение собрания кредиторов должно быть оформлено протоколом собрания и подписано председателем собрания.

8. О принятом решении собрание кредиторов как в судебном, так и во внесудебном порядке обязано уведомить администратора, а также кредиторов, не присутствовавших на собрании, путем отправки заказных писем с уведомлением о вручении либо вручения им под расписку не позднее трех дней после даты проведения собрания.

9. При проведении процесса банкротства в судебном порядке решение собрания кредиторов об освобождении администратора подлежит утверждению государственным органом по делам о банкротстве. Назначение нового администратора осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона.

Государственный орган по делам о банкротстве вправе утвердить решение собрания кредиторов при условии соблюдения интересов всех кредиторов, а также требований настоящего Закона.

Решение государственного органа по делам о банкротстве может быть обжаловано в суде в течение десяти дней с момента его принятия. Заявление либо жалоба рассматривается в рамках процесса банкротства в установленном Законом порядке.

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 102, 27 января 2006 года N 30, 24 июля 2009 года N 247)

Статья 16. Ликвидация платежеспособного юридического лица

1. Ликвидация платежеспособного юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 96 Гражданского кодекса Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с требованиями статей 96 - 99 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

2. В случае, если в процессе ликвидации ликвидационной комиссией, участниками, руководителем или органом, уполномоченным на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, будет установлено, что имеющиеся в наличии денежные средства и имущество недостаточны для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, то юридическое лицо должно быть ликвидировано в порядке, установленном настоящим Законом.

3. Решение о ликвидации юридического лица в качестве банкрота в судебном или внесудебном порядке принимают участники должника или орган, уполномоченный в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации. После принятия указанного решения и представления ликвидационной комиссией отчета о своей деятельности полномочия ликвидационной комиссии прекращаются.

4. Непринятие решения, указанного в пункте 3 настоящей статьи, влечет субсидиарную ответственность участников, руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами.

5. Исключен в соответствии с Законом КР от 17 июня 2002 года N 103

(В редакции Законов КР от 30 декабря 1998 года N 160, 17 июня 2002 года N 102), 17 июня 2002 года N 103, 24 июля 2009 года N 247)






Все права защищены, Copyright 2017
Нотариальная Палата
Кыргызской Республики
E-mail

Web site

Общественное объединение

Not-palata@yandex.com

http://www.not-palata.kg

"Нотариальная Палата
Кыргызской Республики"

Контакты:


Адрес:
+996 312 654621
+996 312 343527
+996 555 024823

720010, Кыргызская Республика,
г. Бишкек ул. Токтогула, 230